
Мы прошлись по самому центру Одессы, но из всего туристического маршрута захватили лишь малую часть. И, надо сказать, пора, давно пора предотвращать разрушение памятников архитектуры. Потому что в ином случае их, да и всех нас, ждёт весьма предсказуемая и трагическая судьба. Выбранные нами здания сегодня выглядят ещё вполне достойно, особенно на фоне дома Гоголя или Масонского дома. Но на фоне, к примеру, Одесской оперы они сильно проигрывают, причём не качеством архитектуры, а банально своим состоянием. И ведь просто поддерживать здания в приличном состоянии куда легче.
Дом Навроцкого
Так, великолепный дом Навроцкого, построенный в 1896 году по проекту архитектора Яценко и расположенный на Ланжероновской, 8, с каждым годом всё больше теряет своё очарование – то фрагмент фасада упадёт, то кариатида не удержится на своём месте. А ведь дом Навроцкого стоит в нескольких шагах от Оперного театра и мог бы вызывать не опасения в своей устойчивости, а чистый восторг.




Доходный дом Магнера
Доходный дом Магнера практически подпирает Оперный театр с другой стороны, а выглядит ещё хуже. Хотя это здание является памятником архитектуры национального значения. Кстати, по этому адресу когда-то жила известная в Одессе и в мире семья. Иоахим Эфрусси, приехавший в Одессу в начале XIX века, стал создателем банкирского и торгового дома Эфрусси. А его младший сын Морис женился на дочери небезызвестного Альфонса Ротшильда Беатрис. Правда, это знаменательное событие случилось уже после того, как Эфрусси уехали из Одессы. История этой семьи – и одесский период в том числе – прекрасно изложена в художественной и биографической книге Эдмунда де Вааля «Заяц с янтарными глазами». Автор специально приезжал в Одессу, а показали ему дом, находящийся в таком печальном состоянии.





Дом Заблудовского-Тработи
Доходный дом Заблудовского-Тработи – так называемый бисквитный дом – был построен по проекту архитектора Клейна в 1890 году и расположенный на Гоголя, 14 – это сплошное визуальное удовольствие. Он настолько позитивен, что не полюбоваться им, каждый раз проходя мимо, практически невозможно. Но и этот памятник архитектуры уже как бы намекает, что неплохо бы обратить на него внимание.

Дом Гагарина
На Преображенской, 21 находится скромный двухэтажный особнячок, построенный ещё в 1834 году по проекту архитектора Торричелли. Не так давно его исключили из списка памятников архитектуры, чтобы «жители могли сами провести ремонт». Грустная история, но в целом вполне естественная для Одессы. Сейчас на реставрации находится соседний дом Либмана, которые ещё немного и повторил бы судьбу Масонского дома, а вот дом Гагарина теперь вряд ли кто отреставрирует. Хотя здесь около ста лет назад находилась контора «Прокат кино Д. Харитонова», создавшего самую прибыльную кинофабрику в империи и привлёк к работе в кино Веру Холодную.


Дом Инбер
Здание это находится на углу Елисаветинской, 18 и Преображенской, 13. По легенде первый владелец был человеком суеверным и потому отказался нумеровать свой дом тринадцатым номером. И сегодня это здание имеет двойную нумерацию. В 1900 году господин Инбер подал прошение на размещение склада строительных материалов на тротуаре по Елисаветинской улице, и получил разрешение. Здание было построено по проекту архитекторов Шмидта и Ландесмана. На всю высоту дома от второго до четвертого этажа сделана выемка для балконов. А на третьем этаже в балконной выемке должны быть фигуры атланта и кариатиды. И это здание было отреставрировано, вот только одна из фигур «отказалась» оставаться на своём месте, и никак городские власти не вернут её на место, хотя обещают.

Все эти здания находятся в самом центре города. И пока ещё в них можно рассмотреть одесский шик. Но если в ближайшее время им на помощь не придут реставраторы, то следующим этапом станет повторение судьбы Университетской библиотеки на Преображенской. А ведь это символ образования, науки и культуры.




А дальше может повториться ситуация с известным домом на Мечникова, 90. Так называемый капитальный ремонт длится уже 30 лет. То есть вот так выглядят здания, о которых не позаботились заранее. И очень не хочется, чтобы такой стала Одесса.

