252
ОМКФ представит историю украинской музыкальной комедии
9-й Одесский кинофестиваль и Довженко-Центр представляют украинскую ретроспективу «Украинский мюзик-холл»

В рамках ретроспективной программы уже в июле покажут ленты, которые рассказывают о малоизвестной истории украинских музыкальных комедий, снятых на Одесской и Киевской киностудиях в 1930 — 1970-х гг.

Украинские мюзиклы не так воспроизводили сюжеты официальной идеологии, как подрывали ее, пускай и невольно, ведь мюзикл — это жанр, в котором традиционный соцреалистический кинематограф пересекается со смелой авангардной эстетикой. Музыкальные, песенные, цирковые, эстрадные номера, анимация — это отображение сюрреалистического, психоделического опыта ранних киносеансов, а также европейского авангарда начала 20 века. Мюзиклы поднимали идеологическую индоктринацию советской аудитории и, вместе с тем, были чуть ли не единственным местом, где советский зритель мог полностью легитимно наслаждаться «контрабандной» западной культурой: прислушиваться к буржуазным мелодиям и втайне одеваться в яркие несоветские костюмы.


«Советская музыкальная комедия — это в первую очередь изобретение сталинского кинематографа 1930-х гг. В это самое время украинская киноиндустрия теряет свою автономию и экспериментальный характер. Однако украинская культура музыкальных комедий, снятых на «периферийных» Одесской и Киевской киностудиях, кажется удивительным примером сосуществования контркультурной и авангардной эстетики в рамках соцреалистического канона», — говорит куратор ретроспективы Станислав Мензелевский, начальник научно-программного отдела Довженко-Центра.


Режиссёр Игорь Савченко в 1934 году снял кинокомедию, основанную на сюжете поэмы Александра Жарова. История «Гармони» разворачивается в одном из комсомольских посёлков, где проживает весёлый гармонист Тимошка. Неожиданно героя назначают секретарём комсомольской ячейки, после чего он бросает музыку и начинает наводить порядки в деревне. Однако без музыки отношения между жителями обостряются. Запрещенная в 1936 году «Гармонь» по сей день остается малоисследованным и малоизвестным фильмов сталинского кинематографа.

Музыкальная комедия режиссёра Алексея Мишурина была снята в 1959 году. «Годы молодые» — яркая лента про будущих студентов, которые решили связать свою жизнь с театром. Наташа, главная героиня фильма, направляется в Киев, чтобы сдать вступительные экзамены в театральное училище. По дороге девушка попадает в самые неожиданные ситуации и справиться с ними ей помогает случайный знакомый Сергей, который также решил испытать судьбу в большом городе. Лента, собрав около 36 млн зрителей, стала одним из лидеров проката 1959 года, а специально написанная для фильма «Пісня про рушник» — народным хитом.

«Черноморочка» (1956) — режиссерский дебют выпускника ВГИКа Алексея Коренева, который вместе с Сергеем Параджановым и Марленом Хуциевым учился в мастерской того же Игоря Савченко, был вторым режиссером фильмов Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» (1956) и «Берегись автомобиля» (1966). В центре сюжета — любовная история Софийки и Василия. У Софийки волшебный голос и она мечтает стать певицей. Её парень Василий — курсант мореходного училища — уговаривает девушку забыть о карьере певицы и пойти на курсы судовых радистов. Влюбленные уже начинают планировать свое совместное будущее, как в их посёлок на гастроли приезжает джаз-оркестр Омельского. Они замечают Софийку и приглашают ее в свой коллектив.

Весёлая музыкальная комедия «Ехали мы, ехали...» от режиссёров Юрия Тимошенко и Ефима Березина вышла в 1962 году. Главные герои — Тарапунька и Штепсель отправились в Москву на концерт. Главное приключение началось ещё на вокзале, когда их тринадцатый вагон случайно забыли прицепить к поезду. Герои вместе с друзьями начали тянуть вагон самостоятельно, по пути зазывая всех желающих присоединиться к приключению.

Премьера фильма «Поцелуй Чаниты» режиссёра Евгения Шерстобитова, ученика Михаила Рома, состоялась в 1974 году. Снята по мотивам одноименной оперетты Юрия Милютина и Евгения Шатуновского. Главная героиня музыкальной комедии — красавица Чанита. Вместе с друзьями девушка приезжает в свой родной город Сан-Лоренто. Услышав её пение, мошенник и богач Чезаре предлагает Чаните выйти за него замуж и жить в богатстве. После её отказа, он берётся за шантаж. Друзьям пришлось выдумать немало ловушек, чтобы обмануть Чезаре и спасти главную героиню.


Национальный центр Александра Довженко — самый большой украинский киноархив, в котором хранится более 5000 наименований игровых, документальных, анимационных украинских и зарубежных фильмов. Является единственным членом Международной федерации киноархивов (FAF) в Украине. Совершает реставрацию, сохранение национальных фильмов, личных архивов кинодеятелей, музейных фондов; научные исследования в сфере кинематографии, дистрибьюцию и промоцию украинского кино.

 

Похожие Теги: кино ОМКФ фестивали
Поделиться: