Document
Жизнь трамвайного депо Одессы изнутри

Пока трамваи не являются главным видом транспорта в Одессе, хотя популярностью пользуются безусловно. Но именно они, при должном развитии, могут стать лучшим средством для передвижения по городу. Журналисты «Лоции» провели несколько часов в трамвайном депо, чтобы узнать, как всё работает изнутри.


 

История одесского трамвая начинается с 1910 года – всего с нескольких маршрутов и пары вагонов. Сейчас по городу выстроена сеть трамвайных маршрутов: их около тридцати – есть регулярные, а есть сезонные. За последний год трамвайное депо значительно обновилось, например, появляются новые низкопольные трамваи.

 

На сегодняшний день в Одессе существуют два трамвайных депо – на Водопроводной первое и в Полевом переулке второе. Депо № 1 побольше – по утрам из него выезжают 98 трамваев. Именно там мы встретились с бригадиром и водителем трамвая, который ездит по десятому маршруту, Викторией Кушко – она работает уже 6 лет. За восьмичасовой рабочий день Виктория перевозит тысячи пассажиров:

 

Мы ведь не просто перевозим людей – некоторым нужно, чтобы их выслушали, кто-то любит рассказывать всякие истории, встречаются недовольные чем-то, они могут и покричать. Но я люблю свою работу, в основном, пассажиры хорошие попадаются.

 

Виктория приходит на работу заранее. Ведь перед тем, как сесть в трамвай и поехать, ей надо подготовиться. В течение 19 минут перед выходом на рейс водитель проходит целый квест. Сначала Виктория идет в диспетчерскую, где получает свой путевой лист – «путёвку». Затем на осмотр к дежурной медсестре, которая допускает водителей к работе. Наталья Чайковская – специалист по выпуску водителей и кондукторов на линию – интересуется не только физическим состоянием, но и настроением подопечных:

 

Мы меряем давление, пульс и температуру. Ещё обязательно проверяем через алкотестер. Ну и, конечно, беседуем, спрашиваем, ели ли вы сегодня, например. Бывает, что уже четыре часа дня, а она еще не ела. То есть мы ещё проводим и профилактические беседы.

 

После осмотра медсестры Виктория идет за инвентарём. Мария Спивак – заведующая инвентарной – рассказывает, что ежедневно берёт с собой каждый водитель трамвая:

 

Когда ко мне приходит водитель, я ему выдаю инвентарь. Это сумка, в которой обязательно есть перчатки диэлектрические, микрофон, служебный телефон, таблички, огнетушитель и аптечка.

 

И уже после получения инвентаря Виктория подготавливает вагон к рейсу и выезжает из депо.

 

 

В КП «Одессагорэлектротранс» принимают людей и без опыта, но с желанием работать, отправляя на бесплатное обучение. Кроме того, сотрудникам предоставляют общежитие.  О специфике учёбы и работы рассказывает начальник трамвайного депо №1 Антонина Рязанова:

 

У нас работают целые семейные династии. Пришли молодыми, познакомились, родили детей, потом и дети, и внуки приходят к нам. Здесь в принципе очень семейная атмосфера. И, что важно, у нас все своё, как говорится. Есть учебный комбинат, мы обучаем водителей и потом берём их на работу. Тем, кому нужно, мы предоставляем общежитие.  После того как водитель выходит из учебного комбината, ещё год он считается «молодым» и ездит под присмотром, к нему приставляется водитель-наставник, который ему подсказывает. Потому что есть маршруты лёгкие, а есть сложные, там ездят уже профессионалы.

 

У депо есть свой машиноремонтный цех, его называют «сердцем трамвая». Он находится на Алексеевской площади. Нам показали одно из мест, где ремонтируют старые вагоны и собирают новые. Начальник вагоноремонтных мастерских Иван Федович рассказывает об основной работе в цеху:

 

Мы здесь собираем низкопольные трамваи и проводим текущий ремонт. Новый вагон, при наличии всех запчастей, мы собираем в течение месяца. Мы получаем голый кузов и собираем всё сами. Трамвай, который имеет пробег больше 20 тысяч,  идёт на плановый ремонт: салон, электрика, ходовая часть, всё проверяется, если нужно что-то починить – чиним.

 

Здесь же, на Алексеевской площади находится Музей истории одесского электротранспорта – периодически сотрудники проводят там экскурсии для желающих, подробно рассказывая о том, как и где поехали первые трамваи и троллейбусы, про их прошлое и настоящее.

 

Хочется верить, что трамвайное дело в Одессе будет развиваться всё активнее – будут появляться новые вагоны, прокладываться новые выделенные линии. Ведь, как показывает европейская практика, трамваи могут быть самым удобным и безвредным видом транспорта.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram.