Document
Гагаринское плато на улице Архитекторской: чего не расскажет реклама высоток в «Дружном»

«Жемчужины» и «Акварели», а еще «Таировские сады»— не квартал, а праздник строится на окраине Таирова, между проспектом Небесной сотни и улицей Ильфа и Петрова. Каждый день здесь приобретается 5-10 квартир. Людей привлекает заманчивая реклама, красочные фасады и очень доступные цены. Покупатели наивно верят, что если есть квартира, то все остальные запросы решатся сами собой, со временем. Инфраструктурная драма, с которой уже столкнулись жители «Радужного», «Альтаира» и Гагаринского плато,  в микрорайоне «Дружный», только начинается.


Самые дружные высотки Одессы

Кто и когда назвал «Дружным» квартал, очерченный улицами Архитекторской, Ильфа и Петрова, Вильямса и проспектом Небесной сотни, нам неизвестно. Административно это село Лиманка — ранее Овидиопольского, а ныне Одесского района. В общем, не Одесса.

 

Первый дом в чистом поле вырос здесь в 2012-13 годах. То была «Третья жемчужина» от малоизвестной тогда  компании-застройщика KADORR Group. С тех пор не было года, чтобы где-то по соседству не возник новый котлован.

 

Только KADORR успел выстроить 11 «Жемчужин» на 5637 квартир. В «Таировских садах» и «Акварелях» сданных квартир немногим более тысячи, но это только начало.

 

Сегодня в «Дружном» на разных стадиях готовности находится 10 комплексов — это более 5 тысяч квартир, которые будут сданы до конца 2022 года.  Общее количество жилищ к тому времени достигнет 12,8 тысяч, а их суммарная площадь составит 600 тыс. кв. м. Всего через полтора года «Дружный» станет таким же большим, как 30-тысячный город Южный. Но и это еще не все.

В том, что застройка района продолжится, сомневаться не приходится. На сегодняшний день из 90 гектаров квартала под жильем и стройплощадками находится лишь 32 гектара.  Еще 26 гектаров заняты гаражами, стоянками и торговыми центрами, а оставшиеся 32 гектара приходится на пустыри. Значит, в перспективе количество жилья в «Дружном» можно будет удвоить, а по своим габаритам он сравняется с Черноморском.

 

Правда, и Южный, и Черноморск, это полноценные города, в которых, помимо жилых домов, торговых центров и детских площадок, есть еще парки и скверы, школы и детсады, поликлиники и библиотеки. Там есть зеленые дворы и свободные от парковки проезды. В общем, это города, а не гетто.

Недетский мир

На днях директор Департамента образования Одесской мэрии Елена Буйневич заявила, что число детей из области, которые обучаются в школах города достигло критических 16,5 тысяч человек.


«Из области» — это из таких вот «Дружных», «Радужных», «Седьмых небес» и десятков комплексов поменьше, где купили жилье вчерашние одесситы. За административными границами Одессы сдано уже более 30 тысяч квартир и это число растет с каждым годом, так что проблема «детских мест» в школах и детсадах только нарастает.

 

Уже сейчас департамент образования строго ограничивает прием «неодесситов» в городские школы. Вплоть до того, что некоторые агентства недвижимости начали предлагать родителям «липовые» справки о съеме жилья в Одессе за 300 долларов, — лишь бы дитя приняли в первый класс.


Разумеется, что продавая жилье в «Дружном» риелторы не заикаются о том, что с детской инфраструктурой существует напряженка. Напротив, в рекламе отмечается близость городских школ и детских садов. Как «близкие» указываются учреждения, расположенные в 15-25 минутах ходьбы по бездорожью, мимо гаражей и стоянок, через оживленные улицы. Мест в них нет уже сегодня, когда большинство проданных квартир пока не обжиты, а новоселы далеко не все успели обзавестись детьми. 


Так, в ЗОШ №89 сейчас обучаетсяя 1229 детей при проектной вместимости 1100, в ЗОШ №86 — 1467 и 1256 соответственно. Около сотни учеников может принять только 65-я школа. Впрочем, начальные классы переполнены и в ней.


Еще хуже ситуация с детскими садами. Частный садик за 6-8 тысяч гривен в месяц может позволить себе далеко не каждая семья, но в «Дружном» даже таких учреждений не хватает. Ближайшие коммунальные садики — 106-й и 310-й, — переполнены в 1,5-2 раза. 


Строить что детскую, что взрослую социальную инфраструктуру в «Дружном» некому. Небольшой детсад на 110 мест в Украине обходится в 60-80 млн грн, школа на 1000 мест — 180-250 млн, поликлиника — в 50-100 млн.


Расформированный Овидиопольский район, на территории которого вырос «Радужный» и растет «Дружный» в последние годы имел бюджет в 600-700 млн грн и такого строительства позволить себе не мог. Землю под застройку, правда, отводил охотно.


Еще меньше возможностей развивать инфраструктуру имеет новоявленный Одесский район, чей бюджет пока составляет всего 36 млн грн. Построить школу или детский сад может только облсовет и губернатор, но с начала жилищного бума в пригородах Одессы этого не произошло ни разу.

Впрочем, винить только районных и областных чиновников в проблеме несправедливо. Масштабное строительство жилья в пригородах во многом связано с отсутствием градостроительной политики в самой Одесской мэрии. Вместо того, чтобы планировать и комплексно перестраивать промзоны и пустыри, городские чиновники опустились до хаотичной продажи привлекательных участков земли.


Имея 10-миллиардный бюджет, Одесса планирует строительство лишь одной школы и одного детского садика до 2023 года. И это притом, что на Слободке, Фонтане и в «Альтаире» ситуация уже давно стала критической. Для полноты картины можно вспомнить историю Гагаринского плато, где единственный участок под школу был захвачен строительной компанией «Мегалайн». 


В общем, хороши все, а отвечать не собирается никто. А значит, жители «Дружного» со временем могут разделить судьбу оптимистичных покупателей квартир в других районах, казавшихся перспективными — просто потому, что местные чиновники могут позволить себе не считаться с проблемами новоселов.

Поживем по-взрослому?

Итак, что в Одессе, что в пригородах новые микрорайоны не способствуют тому, чтобы воспитывать детей. Впрочем, если вы «чайлд-фри», то и вам есть о чем призадуматься.


Окраины — это зависимость от транспорта. Большинство одесситов работают в центре, отдыхают на море. Жители новых микрорайонов вынуждены возить своих детей на учебу в другие части города. Чем меньше комфорта и услуг предлагает родной квартал, тем больше людей решают приобрести автомобиль. И... остановиться в одной большой пробке. Тем более, что сидеть в уютном салоне удобнее, чем стоять в переполненной маршрутке.


Не стоит ожидать от «Дружного» и высокого уровня благоустройства  — даже если застройщики договорятся и таки оставят здесь место для сквера. При такой плотности застройки квартал неизбежно превратится в сплошную парковку: даже если на каждые десять квартир будет лишь один автомобиль, транспорт жильцов займет 10% территории. Запаркованы будут проезды и газоны, дворы и пустыри. Конечно, в каждом ЖК предусмотрен вместительный подземный паркинг, но место в нем, как правило, стоит 12 тысяч долларов — лишь немногим дешевле, чем квартира-студия. Много ли найдется покупателей?

В сравнении с «Радужным» преимуществом «Дружного» является наличие целых пяти выездов на соседние магистрали. В сравнении с Гагаринским плато — выпрямленные проезды, некоторые из которых при ширине 4,5 метров получили гордое звание улиц. И все же, такой транспортной сети для района недостаточно. Так, если в центре Одессы на 40 тысяч квартир приходится по 2,5 метра полноценных улиц (и все равно все запарковано), то в «Дружном» на 12 тысяч построенных и строящихся апартаментов — менее 20 сантиметров узеньких проездов.

«Дружный» начинался как приятная мечта: свободная земля, низкие цены. Теперь он на наших глазах превращается в лайт-вариант Гагаринского плато. Похоже, что другого пути у микрорайона и не было: не те чиновники, не те застройщики, не та экономика. Вот только другой Одессы, в которой можно было бы создать город мечты, у нас уже не будет…