Document
Запуск сортировочной станции для проблемных отходов: как это будет работать в Одессе 

Что из отходов можно сдавать, а что нет, как это собирать и куда нести, как утилизировать – в этой теме одесситы пока ещё не сильны. Но скоро все может измениться – рассказываем о создании первой в Одессе сортировочной станции.
 


Вы сортируете мусор? Собираете пакет с пакетами? Знаете, где в городе находятся точки для сбора вторсырья? И даже наизусть помните расписание эко-маршрута? Тогда у нас приятные новости. В Одессе запустят первую сортировочную станцию для проблемных и ценных отходов! То есть теперь в одно место можно спокойно сдать целым скопом стекло, макулатуру, металл, пластик, тетрапаки и бумажные стаканчики, неликвидный пластик, е-отходы (электронный мусор), опасные отходы (ртуть содержащих ламп и градусников, батарейки) и даже просроченные лекарства.


 
У нас в городе до сих пор нет комфортной инфраструктуры для обращения с разными видами отходов. Да и сам процесс сортировки мусора мало кому интересен. Конечно, для Одессы уже не редкость контейнеры для пластиковых бутылок, алюминиевых банок и стекла. Но вопрос, например, с макулатурой, тетрапаками, неликвидными видами пластика, оргтехникой, а также опасными бытовыми отходами остается открытым. «Лоция» пообщалась с основательницей экологического проекта Катериной Гречко и Инной Облывач - представителем компании «Эковтор-17», на балансе которой и будет находиться первая сортировочная станция в Одессе. 
 

Кто не в курсе, Катя Гречко – это именно та экоактивистка, которая вдохновила на сортировку всех своих соседей! Десятиэтажный дом уже несколько лет поддерживает модный экотренд и даже зарабатывает на этом. Жильцы, за счёт денег полученных от сортировки, облагораживают пространство на лестничной клетке в своей парадной. А также участвуют в конкурсе «Одесские дворики». На каком-то из этажей библиотека, где-то мини спортзал, где-то детский уголок. Но этого мало и Катя взялась за более масштабный проект.
 

Зачем нужна сортировочная станция?
 

Такая сортировочная станция на сегодня единственный способ закрыть инфраструктуру обращения с отходами в Одессе. Мы имеем контейнеры для пэт-бутылок, для полиэтиленовых пакетов, но для приема всего спектра отходов у нас ничего организованного нет. Этот вопрос и будет решать станция. Туда можно будет принести и тетрапаки, и оргтехнику, будем проводить акции и по приему опасных отходов. По ходу будем смотреть, насколько широко мы можем этот спектр раздвинуть благодаря партнерам, с которыми будем завязывать отношения.  

Называется «станция», чтобы было отличие от пункта приема вторсырья. По мере накопления отходы будет забирать фирма «Эковтор» на свои склады, там это будет досортировываться, паковаться и отправляться на переработку. Это только промежуточный пункт.
 

Это будет первая станция, мы хотим изучить спрос населения. Может ли этот спрос быть удовлетворен одной станцией или проект нужно расширять и масштабировать. По локации мы все еще ведем переговоры, хотя с местом определились. Сказать, где точно будет установлена станция мы сможем, когда утрясем все бюрократические нюансы. Это хороший район. Но озвучить его мы сможем, когда подпишем все необходимые бумаги и будем иметь на руках полный пакет документов.   
 
Средства на этот проект мы собрали меньше чем за неделю – смета была 54 тысячи гривен, и уже на седьмой день мы собрали 57 тысяч и остановили сбор. Все через краудфандинговую платформу «Мой город». Это же говорит о том, что спрос на такую станцию есть. Эти деньги уже пошли на покупку контейнера и его переоборудование в сортировочную станцию: обшивку, покраску, транспортировку… В принципе, смета проекта расписана, все это можно посмотреть, информация открыта.

 

Мы не можем отступить от норм. В любом случае такая станция является МАФом. То есть мы должны полностью придерживаться законодательства в плане размеров, внешнего вида и материалов, которыми она облагораживается. По-другому бы ничего не получилось, нам просто не подписали бы паспорт объекта, так как в городе есть определенные стандарты.  
 

 

Как часто и куда будут вывозить отходы со станции?


 

Вывозить отходы со станции мы будем по мере накопления. Что-либо прогнозировать наперед очень сложно. В любом случае отгрузка будет формироваться в приоритете – сегодня заполнили, значит – сегодня приехали и забрали. Все будет зависеть от востребованности проекта и как часто им будут пользоваться одесситы.     
 
Такой готовый контейнер стоит около 200 тысяч гривен. Есть очень много компаний, которые предоставляют уже готовые МАФы. Поэтому речь о такой сумме даже не идет. Отчет по потраченным деньгам мы можем предоставлять жителелям, так как все расходы идут по безналичному расчету на основании договоров и накладных счетов.
 

 

В Одессе подобных станций нет. Есть в Киеве. Конечно, большая сортировочная станция, которая решает вопросы большого спектра отходов имеет в Киеве вид огромного помещения. Но я не знаю где она точно находится...вряд ли в центре города. «Сильпо» в других городах Украины ставит такого плана сортировочные станции, как наша, на своей парковке. Но, как правило, они рассчитаны только на ресурсно-ценные отходы: макулатуру, стекло, пластиковую бутылку и другие, которые можно продать за деньги. С проблемными отходами они дела не имеют, поэтому именно в этом и отличие нашей станции. 
Я как раз тот человек, который не хочет загрязнять окружающую среду. Что-то я несу в контейнер под домом, что-то на эко-маршрут, что-то в пункт приема вторсырья, а что-то я почтой отправляю в Киев. То есть возможности есть, но это все очень сложно и разрозненно. А к нам на станцию вы сможете принести все в одно место. Чтоб вы понимали, я свою оргтехнику и электронный мусор до сих пор отправляю в Киев. 
 
Мы, к сожалению, должны выбирать партнеров не по своим симпатиям или еще каким-то другим причинам, а согласно действующему законодательству. С этим мы и столкнулись. Сначала хотелось отправлять в Киев, в Швецию (смеется), еще куда-то, но по закону мы должны искать локальных партнеров. 
 

 

Смотрите. Для того, чтобы сдать на переработку, например, ртутную лампу или градусник, компания, которая его берет, должна иметь три лицензии (на прием и сбор, на хранение и на транспортировку). И, помимо этих трех лицензий, мы хотим убедиться в том, что процесс происходит так, как это должно быть. На самом деле есть очень много таких предприятий. Но мы пока точно не определили для себя, с каким из них мы будем сотрудничать. Потому что спустя полгода после открытия станции, даже вы придете и зададите вопрос: а с кем вы сотрудничаете? Мы скажем: фирма «Маня». А вы скажете, а вы знаете, что у фирмы «Маня» нет спец оборудования, у них есть только хранение. Поэтому для того, чтобы все было четко, правильно и без запинок, чтобы мы потом не искали выход из неудобных ситуаций, пусть это будет и позже, и где-то по-другому, но зато в рамках законодательства.  Партнеров ищем добросовестных, у которых все будет прозрачно. Особенно это важно с опасными отходами. На сегодня у нас есть компании, которые соответствуют этим запросам. Мы их как бы «просеиваем через сито». И, чтоб вы понимали, компания не обязательно должна быть одесская. Компания, с которой мы сейчас ведем переговоры, их мощности находятся в других городах. Но они имеют право собирать эти опасные отходы в Одессе и перевозить их к себе. Также они имеют три лицензии и соответствуют нашим запросам. Но пока называть ее мы не можем. 
 

Если взять площадь мусора в 15 квадратных метров и два с половиной в высоту, я думаю, что объем отгрузки будет составлять где-то 15-18 кубов. И, если вывозить, например, четыре раза в неделю, то это будет 60 кубов в месяц. Это тех отходов, которые имеют достаточно большой период полураспада и выделяют много вредных веществ в атмосферу. А это практически все отходы, кроме пищевых. Их мы, конечно, принимать не будем.    
 

Есть ли коммерческая составляющая у данного эко-проекта и кому это выгодно? 
 

Конкретно мы занимаемся заготовкой вторсырья и ничего не перерабатываем. Мы знаем, что и куда можно продать из вторсырья. Если Европа живет на дотациях и им оплачивает все их движения само государство, то у нас здесь все построено на частных предпринимателях, которые просто этим занимаются. И все зависит от выгоды. И тут же возникает вопрос, почему мы взялись за этот проект, если это не выгодно? 
 
Сегодня в Одессе есть достаточное количество людей, у которых возникает масса вопросов, связанных с сортировкой и переработкой: что можно сдавать, а что нет, как это собирать и куда нести, как утилизировать и масса других вопросов. А самый главный – это что делать с видами отходов, которые никто не принимает, которые некуда нести, но люди не хотят их выбрасывать просто на свалку. Наше участие – это вынужденное взаимодействие с общественными организациями. Потому что, например, некоторые жители реально хотят сортировать мусор, но просто так взять и поставить те же сетки и баки нельзя. Нужен огромный пакет документов. И если жители решат, что им нужно еще пять таких станций, то они появятся. Если общественникам не понравится с нами работать, значит это будет другая компания. Для нас это чисто имиджевая история, обыкновенный пиар и популяризация сортировки отходов.  
 
По поводу ценного вторсырья. Все, что будет приниматься, мы будем продавать по договорам на предприятия по дальнейшей переработке. С этих денег будет оплачиваться зарплата сотруднику станции и все накладные расходы. Если останется излишек, то этими деньгами будут распоряжаться общественники. 

 

Первый месяц всем этим буду заниматься я. Буду стоять на станции и принимать отходы, рассказывать, показывать, все объяснять. А дальше мы подготовим сотрудника, который будет помогать людям ориентироваться на месте и отвечать на вопросы. Этот человек будет получать зарплату и официально трудоустроен.
 

Какие законы по сортировке и переработке вторсырья сегодня есть в Украине? Они работают?
 

На самом деле законодательством прописано уже, наверное, лет 20, что мы должны сортировать мусор. Но это было коммерчески нецелесообразно, поэтому никто за это не брался. Сейчас определенные дырочки в этом вопросе собираются закрыть законом об «эко-податке». Это когда людям, которые занимаются сбором, заготовлением и переработкой будут за это доплачивать. Это станет коммерчески интересно и, я думаю, машина заработает. Один из самых простых способов – это когда мы на кассе доплачиваем каких-то 15 копеек за товар в пластиковой упаковке, например. И эти деньги уже идут в счет переработки самому производителю. 
 

Или, например, как в некоторых европейских странах. Допустим, производитель «Coca-Cola». Он выпустил на рынок в определенном государстве миллион бутылок стекла, пять миллионов пэта и столько-то тетрапака. Согласно продажам, эта компания должна оплатить государству утилизацию такого вторсырья, которое они выпустили на внутренний рынок. И эти деньги хранятся у государства. Я, например, как компания, которая занимается непосредственно сбором такого сырья вместо них (вместо «Coca-Cola»), прихожу к государству и говорю, что мы в этом месяце собрали 200 тонн пэта, например. И мне государство, вместо «Coca-Cola», выплачивает эти деньги. Примерно так это и происходит. То есть ты, как бизнес, обязан или сам утилизировать свои отходы или заплатить кому-то, кто этим занимается. А гарантом и контролером, в данном случае, выступает государство: сколько выпустили на рынок, сколько собрали и как прошли проплаты в том числе. И здесь вопрос, когда у нас это заработает? 
 
Есть еще такой момент. Недавно в украинское законодательство добавили изменения от 1 мая 2019 года, которые должны вступить в силу ровно через год. Жителей обяжут сортировать, и ОСМД должны заключать договоры именно на раздельный сбор мусора. На сегодня, по законодательству, уже имеют право штрафовать людей, которые выносят свой кулек с неотсортированным мусором. Но пока прецедентов нет...и не будет. Поэтому сейчас нужно просто учить людей.

 

На счет масштабирования наших сортировочных станций – посмотрим, все зависит от спроса одесситов. Но у нас уже есть инвесторы, которые готовы поддержать этот социальный эко-проект.