Document
Юморина в Одессе: Ренессанс бичков, или Эффект Паниковского

Карнавал в Венеции во всем мире ассоциируется со стилем, красотой и масками. Карнавал в Рио-Де-Жанейро во всем мире ассоциируется с самбой, перьями и прекрасными бразильянками. Карнавал в Одессе во всем мире… Гм… Вообще-то во всем мире никто ничего не знает о карнавале в Одессе. Потому что карнавал в Одессе ассоциируется с пьяным люмпеном, запахом мочи в подворотнях центра города и провинциальным междусобойчиком происходящего.


Для одессита 1 апреля – это страшный день, а «Юморина» определенно возглавляет список самых нелюбимых праздников. Впрочем, подобная проблема существует у жителей всех городов, где проходят масштабные карнавалы. В Рио местные жители тоже стараются уехать из города во время карнавальной недели. Другое дело, что в это время туда съезжается полмира, чтоб стать участником или зрителем этого события. Одесса тоже пытается позиционировать Юморину как яркий фестиваль с привлечением большого количества туристов. Но туристы едут к нам на День Дурака почему-то не из Европы, а из соседних регионов. Впрочем, о какой Одессе мы говорим в контексте карнавальных лидеров? Это как сравнивать «Черноморец» с «Манчестером» или «Реалом». Венеция, Рио-Де-Жанейро и Одесса – звучит, как Гомер, Мильтон и Паниковский.

 

То есть в принципе в самой идее карнавала нет ничего плохого. Плохо, когда это все так реализовывается. Все как в известном меме: идея + опыт + усердная работа, а на выходе все равно получается какое-то гавно. В этом смысле весьма показателен пример ярмарки на Дерибасовской: ожидание – классный хипстерский местяк в самом центре города со всесторонне представленным стрит-фудом, и как следствие место притяжения стильной молодежи; реальность – очередной гадюшник с кучей пьяного люмпена и регулярной поножовщиной. Зато в самом центре городе. Вот так же и с Юмориной: начиналось все как-то очень хорошо и альтернативно еще в 70-х, а на выходе получили то, что имеем – на целый день город погружается в чудовищно пошлое празднование «юмора» с неминуемым петросянством, под влиянием масс легко превращаясь в карнавальную версию рынка «7 км».

Одесса стала заложником собственного имиджа. Одесский миф победил реальность. Одессы как столицы юмора не существует уже давно. Последний представитель этого мифа – Жванецкий. После него по сути никого уже не было, кто гармонично и без вопросов вписался бы в эту концепцию. И в принципе у молодых горожан есть запрос на то, чтоб город наконец-то сменил своё позиционирование «Одесса-мамы» для внутреннего туризма на образ европейского курортного города у моря. Но нет. Именно сейчас вот этот имидж Одессы – веселые биндюжники и анекдоты от Тети Сони – переживают свое возрождение. Мы живем в эпоху ренессанса бичков. Навязывание эстетики Привоза и культуры продавца из рыбной лавки, жонглирующего цитатами из Бабеля и Ильфа и Петрова, стало слишком агрессивным.

 

В 2005 году группа Pet Shop Boys выпустили альбом-саундтрек к фильму «Броненосец Потемкин». Это был довольно амбициозный и дорогостоящий проект с привлечением оркестра и светового шоу. Живьем его реализовали лишь однажды, отыграв концерт в Лондоне на Трафальгарской площади. А в 2006 году нашлись люди, которые списались с музыкантами группы с предложением повторить это шоу в Одессе на Потемкинской лестнице. Pet Shop Boys, разумеется, сильно заинтересовались этим предложением: концерт на Потемкинской лестнице под бессмертные кадры Потемкинской лестницы от Эйзенштейна. Стильно, рекурсивно, молодежно! Выступление предполагалось сделать на день города. Денег это, конечно, стоило не малых. С другой стороны, празднование всех этих дней города и прочих юморин тоже обходятся бюджету в копеечку. Так почему бы вместо трех звезд (или «звезд») локального масштаба не привезти настоящих звезд (без всяких кавычек) поп-культуры мирового уровня, да еще и с таким эксклюзивным событием, что в Одессу пол-Европы съехалось бы на день города? Ну, все помнят, чем это кончилось – блестящим концертом Верки Сердючки и условной «Виагры». Потому что Одесса – это город победившего «Седьмого километра».

Культурный базис города проиграл дурновкусию под предводительством Тети Сони. Старая Одесса уничтожается с реактивной скоростью во имя убожества разрушительных в своей чудовищности новостроев. Недавно горожане выходили на защиту Французского бульвара от неминуемых застроек. Господи, да там уже защищать нечего. Французский бульвар уничтожен уже давно. Вполне логичное продолжение Аркадии (точнее «Аркадии»). В этом контексте Юморина прекрасно вписывается в парадигму «Седьмого километра», став для города флагманом пошлости и символом безысходности.

 

Юмор вообще как-то сдал в последнее время. Все меняется. То, над чем смеялись 100 лет назад, сейчас вряд ли вызовет даже улыбку. Массовый юмор уже давно сидит в этих ваших интернетах в формате мэмосиков, а нам все еще впаривают протухший уже как лет 20 назад КВН. И нет этому ни конца, ни края. Даже когда концепция «Юморины» в прошлом году пережила довольно радикальные изменения и ребрендинг, суть праздника осталась той же. Поменяли символ с морячка на уточку, конкурс двойников переименовали в конкурс косплея, вместо Верки Сердючки позвали «Время и Стекло». Ничего неожиданного. Не беспокойтесь, никакого Pet Shop Boys. За Тетю Соню можно не переживать, она жива, здорова и отжигает в Одессе.

У великого Даниила Хармса есть текст, который так и называется «Совет артистам юмористам»: «Я заметил, что очень важно найти смехотворную точку. Если хочешь, чтобы аудитория смеялась, выйди на эстраду и стой молча, пока кто-нибудь не рассмеется. Тогда подожди еще немного, пока не засмеется еще кто-нибудь, но так, чтобы все слышали. Только этот смех должен быть искренним, и клакёры, в этом случае, не годятся. Когда все это случилось, то знай, что смехотворная точка найдена. После этого можешь приступать к своей юмористической программе и, будь спокоен, успех тебе обеспечен.»

 

Так вот, мы потеряли свою Точку Смеха. Да, она была, но мы ее вытерли, так и не заметив. Прости нас, Даниил, мы все пропетросянили. У нас давно не смешно. Мы – самозванцы. Мы лишь симулируем юмор. Да и Одесса уже лишь симулирует Одессу. Мы и есть «великий слепой» Паниковский.

 

 Подписывайтесь на наш канал в Telegram