Document
Я работаю смотрителем в Одесском музее западного и восточного искусства: история Нелли Игоревны

Смотрители – это неотъемлемая часть музеев. Их нечасто замечают, а вот они как раз всегда наблюдают – и не только за экспозицией, но и за всеми нами. Поговорили с Нелли Игоревной об особенностях работы смотрителя музея.


Нелли Игоревна – настоящая одесситка, буквально как с картинки: аккуратная причёска, подведенные помадой губы, маникюр и лукавый взгляд. Во время разговора она радушно приветствует новых посетителей выставочного зала Одесского музея западного и восточного искусства, напоминает о необходимости использовать маску и показывает, где можно почитать аннотации к работам. После чего мгновенно возвращается к обсуждаемой нами теме. Пожалуй, этому она научилась за годы работы в школе – и в начальных классах, и в старших, и завучем. Ведь хороший учитель замечает абсолютно всё, но тему урока не забывает.

На работу в музей я устроилась случайно. Проходила мимо, увидела объявление и зашла спросить. И вот уже пять лет здесь. Мне кажется, что работа с людьми – это самый интересный вид работы. И несмотря на то, что вроде я всё время на одном месте, но скучно мне практически не бывает. Например, только заходит человек в зал, а я уже сразу могу сказать – будет ли он внимательно смотреть экспозицию, только по названиям пробежится или вообще случайно к нам попал. Почти всегда угадываю.

Нелли Игоревна уже больше года работает в выставочном зале – сегодня там представлены копии из фондов музея. Но копии не в привычном нам значении. Всё это работы известных и талантливых художников разных времён, которые создавали в некотором роде репродукции известных работ с целью их распространения. В этом году ситуация изменилась, но обычно каждая выставка длится месяц, и на смену ей приходит следующая. Вот эту своеобразную смену обстановки Нелли Игоревна тоже любит. И всегда находит своего «любимца» в экспозиции.

Вообще мне многие работы в музее нравятся, но любимым остаётся античный зал. Всегда, когда на работу прихожу, заглядываю к ним и спрашиваю, мол, как вы здесь, ребятки, все на месте, никто не убежал? А из выставок очень запомнилась выставка кукол и одежды, которую носили в разное время в разных регионах Украины. Очень интересно было.

Каждый смотритель в музее знаком со всеми экспозиционными и выставочными залами и вполне в курсе того, что в музее представлено. Экскурсии они, конечно, не водят, но на неожиданные вопросы часто приходится искать ответы. Так, Нелли Игоревна рассказывает, что буквально недавно её спросили почти с претензией, почему на одной картине Иисус худой, а на другой – достаточно полный. И вот, что посоветуете отвечать?

Ой, вопросы разные задают, всех и не упомнить. Вот есть у нас картина, на которой изображён Дюк, так меня спрашивали, почему на памятнике на бульваре у него один нос, а здесь другой. Или рассказывали, что эта скульптура изображает Наполеона и никого другого. А в чёрном выставочном зале спросили, почему второй зал не такой красивый – так я им ответила, что это мода такая. Ну а что делать?

А ещё Нелли Игоревна с удовольствием отмечает, что за последние два-три года в музей стало приходить значительно больше молодёжи. Правда, тут же с улыбкой говорит, что некоторые пытаются спрятать от зорких глаз смотрителя и пообниматься-поцеловаться, но это ж дело молодое. Но самые заметные сложности возникли в связи с карантинными правилами – посетителей убедительно просят быть в масках (сама Нелли Игоревна сняла маску только ради фотографий), но некоторые на такие просьбы реагируют даже агрессивно, мол, мы ж на вас не чихаем. А ведь правило это не Нелли Игоревна придумала.

А вот за кем приятно наблюдать, так это за родителями, которые приходят с детьми и терпеливо объясняют, что это за музей, что за картины, кто на них изображён и почему. А вот на вопрос, может ли Нелли Игоревна сходу отличить местных от приезжих, она смеётся:

Легко отличить, особенно летом. Одесситы все бледные ходят, а приезжие – загоревшие. Ну а ещё среди приезжих обычно больше молодых, тоже чувствуется. А вот кого больше – мужчин или женщин – сложно сказать, поровну, наверное.

Так что, одесситы, знайте, обмануть смотрителей сложно – у них и глаз намётанный, и зрительная память хорошая. Ну и ходите в музеи, они того стоят.