Document
«Я не за рисунки, я за цифры»: интервью с главным транспортником Одессы

Тема общественного транспорта в Одессе всегда на слуху. Что делать с маршрутками, когда приоритетным станет электротранспорт и появятся ли в Одессе морские трамвайчики – об этом и многом другом поговорили с новым главой департамента транспорта, связи и организации дорожного движения Сергеем Тетюхиным.


Работа департамента транспорта, связи и организации дорожного движения традиционно находится под пристальным вниманием СМИ и общественности. В Одессе на протяжении нескольких лет идет процесс модернизации системы общественного транспорта, в мэрии постоянно повторяют о приоритетности этого направления. При заметных успехах, тем не менее, остается множество проблем, которые не решаются годами. На Думской решили сделать ход конем и поручить транспортную сферу опытному специалисту Сергею Тетюхину, который на протяжении почти четырех лет возглавлял департамент экономического развития горсовета. В эксклюзивном интервью «Лоции» он рассказал о своем видении реформ в общественном транспорте.

«Транспорт – это базис экономики любого города»

- Сергей Николаевич, в нашем обществе сложилась весьма грустная картина: с одной стороны, люди всё еще ждут новых лиц, с другой – хотят крепких хозяйственников. Скажите, вы себя к каким причисляете и есть ли у вас опыт работы в транспортной отрасли?

 

- К новым лицам меня отнести сложно, всё-таки опыт работы вместе с университетскими годами уже достиг тридцатилетнего рубежа. Про хозяйственников давайте не будем, что же касается отношения к сфере транспорта, то моё основное образование – автоматика в технических системах. Имею опыт работы как в банковских структурах, так и в транспортно-логистических компаниях.

 

- И все же поясните, почему решили покинуть привычную гавань департамента экономического развития и перебраться в, наверное, пока неуютную, транспортную? Какая мотивация?

 

- Городской транспорт – это базис экономики города, и он своей работой определяет её эффективность. Всё просто: это качество коммуникации между людьми, между районами, чем лучше развита транспортная инфраструктура, тем лучше работает экономика конкретного города. Для меня это было неожиданное предложение и достаточно сложное решение. Главная мотивация – возможность сосредоточиться на более практичных проектах. Напомню, что в том числе и по инициативе департамента экономического развития в Одессе был реализован ряд проектов в транспортной сфере: это и обновление подвижного состава КП Одесгорэлектротранс», и безопасность дорожного движения. За последние годы мы получили репутацию активного и надёжного партнёра европейских структур. Как результат: получили предложение и активно готовимся участвовать в программе Европейского инвестиционного банка «Городской общественный транспорт», в рамках которого приобретём около 30 электробусов.

«По щелчку пальцев маршрутки никуда не денутся»

- Электробусы, кредиты, программы – это здорово. Однако у огромного количества людей общественный транспорт Одессы ассоциируется не с красивыми троллейбусами и трамваями, а с «гробами» – жёлтыми, белыми, зелеными, голубенькими и так далее автобусами, скрипящими и порою разваливающимися на ходу. С ними-то что делать?

 

- По щелчку пальцев, конечно, они никуда не денутся, ибо чтобы обновлять технику, нужно иметь ресурсы.

 

- Вы сейчас скажете, что с нынешними тарифами на проезд – это невозможно.

 

- Да, я так скажу. Приведу примеры соседних стран: в Польше проезд в общественном транспорте стоит один евро, в Литве – 50 евроцентов.

 

- Какой же выход из ситуации?

 

- Последние пять-шесть лет в Одессе сделан упор на развитие электротранспорта, который ранее находился в запустении, на него никто не обращал серьёзного внимания. Однако результаты налицо. Без применения жёстких ограничительных мер в отношении частных перевозчиков на новый уровень был поднят муниципальный электротранспорт, и мы будем продолжать работать в этом направлении.

 

- И всё же это общие слова…

 

- В нашей работе мы опираемся на цифры. Оставим в покое прошлый коронавирусный год, но в 2019 году мы фиксировали рост перевозок троллейбусами на 20%, трамваями – на 13%, и падение уровня автобусных перевозок – на 7%. Если мы будем двигаться в данном направлении, то эксплуатация маршруток на основных направлениях станет невыгодной.

- Если всё пройдёт хорошо, и Одесса получит 30 электробусов, то что можно будет закрыть ими? К примеру, направление на посёлок Котовского?

 

- Электрофикация транспорта в направлении посёлка Котовского даст возможность пустить туда большие комфортные машины, повысит экологичность и комфорт. На первом этапе мы видим вариант движения электробусов от улицы Паустовского до Пересыпского моста с разворотом на конечной 10-го троллейбусного маршрута (улица Приморская). Часть электробусов планируется пустить по улице Балковской, где электротранспорт отсутствует.

 

- Сергей Николаевич, сейчас большинство автобусных маршрутов идут с посёлка в центр и далее в разные районы. Вы же предлагаете пересадку на Пересыпи.

 

- Да, можно на троллейбус, можно на трамвай. И давайте не забывать, что когда мы запустим магистральный маршрут «Север-юг», то именно он станет основным, а не автобусы или электробусы.

 

- Принесёт ли это желанный отток из лагеря автолюбителей в лагерь общественного транспорта?

 

- Очень хотелось бы этого, однако без модернизации общественного транспорта, без организации его работы в строгом графике об этом говорить не приходится. Человек тогда пересядет на трамвай или автобус, когда будет доезжать до центра за 30-40 минут, а не за полтора часа как на автомобиле. Вот тогда он поймет, что есть альтернатива. А пока он стоит в общей пробке с автобусами, то какой ему смысл жертвовать комфортом автомобиля?

«Нужно перейти от эмоциональной системы к научной»

- Есть ли вообще возможность победить пробки?

 

- Бороться с ними дело неблагодарное, так как увеличивать инфраструктуру и пропускную способность улиц – очень дорого и занимает много времени. Мы часто видим Одессу в списке лидеров по пробкам, но рядом видим и большие города развитых стран, где есть намного больше возможностей. Они могли бы вложить большие средства в развитие инфраструктуры.

 

- Каков ваш план на данном направлении?

 

- Мы должны сейчас внести изменения в управление трафиком, внедрить интеллектуальные системы управления светофорными объектами. Необходимо транспортное моделирование, нужно перейти от эмоциональной системы к научной.

 

- Что значит эмоциональной?

 

- Кто-то написал, кто-то захотел, кто-то петицию подал, какие-то частные структуры захотели светофор или «зебру», и вот имеем ухудшение пропускной способности, растёт негатив от населения. Нужно переходить к планированию. Это компьютерная система, которая на основе реальных данных выдаёт сценарии того, как будет развиваться ситуация.

 

- Эта система есть?

 

- Сейчас она внедряется в Киеве, на каком-то уровне действует во Львове, Мариуполе, и сейчас одна из главных задач – внедрить её в Одессе.

 

- К лету мы рассчитываем на завершение работ в Новощепном ряду, но для запуска трассы «Север-юг» нужен ещё капитальный ремонт фрагмента Преображенской между Новощепным рядом и Пантелеймоновской. Он есть в ближайших планах?

 

- Безусловно. И пока идут тендеры на закупку трамваев для работы на магистральном маршруте, стоит задача провести этот ремонт.

 

- Почему был отменён первый тендер на 20 миллионов евро по закупке трамваев?

 

- К сожалению, ни один из участников не сумел подать исчерпывающий пакет документов. В ближайшие две-три недели будет объявлен новый конкурс.

 

- Так или иначе, но реальность запуска магистрального маршрута «Север-юг» становится всё более осязаемой. И тем не менее, не решен ключевой вопрос – обособление трамвайной линии на Преображенской, а это около четырех километров пути.

 

- Мы в начале диалога начали говорить о моделировании, о транспортной модели. Мы пока говорим на уровне эмоций. Автомобилисты говорят, что они должны ехать и ехать быстро, урбанисты считают, что надо выделять трамвай, так как это делают во всём мире. Но это всего лишь эмоции и умозаключения. А транспортная модель позволит при различных введённых сценариях видеть результат. Возможно моделирование конкретных участков.

 

- Каково ваше личное мнение?

 

- Мне, хотя я и автомобилист, по душе выделенная полоса для трамвая, так как я пользуюсь не только авто, мотоциклом, но и общественным транспортом. Да и основная масса населения им пользуется, поэтому хочется помочь людям. Однако всё равно нужна аргументация. В экономике ты всегда должен произвести расчёт и предоставить сценарии обществу. Чтобы оно понимало. Тогда будет легче диалог. Нужно померить поток и обеспечить наибольшую интенсивность, то есть пропускную способность.

 

- Сергей Николаевич, так будет выделен трамвай на Преображенской или не будет?

 

- С большой долей вероятности – да!

«Пока город не может позволить себе футуризм за свой счёт»

- В Одессе традиционно раз в год-два поднимается вопрос возрождения сообщения по морю – тех самых морских трамвайчиков. Скажите, это реальность или утопия?

 

- Я бы не назвал это утопией, однако в любом случае – это инвестиции, а не бюджетные средства. Город не может позволить себе футуризм за свой счёт. У нас был инвестиционный проект, согласно которому тариф на проезд в таком трамвайчике составлял бы не менее 25 гривен. Если учесть, что ходить трамвайчики могут только 6 месяцев в году, а каждый из них стоит от 300 до 500 тысяч долларов, то возникает вопрос: а кто за это заплатит? Я верю, что когда-то у Одессы будет очень много денег и мы сможем развивать и это направление, но пока что у нас на повестке дня магистральный маршрут «Север-юг». Ну а если найдется инвестор, то почему бы не подумать и о морских трамвайчиках?

 

- И внешне, и судя по манере общаться вы производите впечатление человека интеллигентного. Теперь же вам приходится коммуницировать с представителями транспортной сферы, многие из ваших подчиненных – из среды перевозчиков, не один год просидели за баранкой автобуса. Люди порою суровые, в карман за словом не лезут. Как собираетесь зарабатывать авторитет?

 

- Я считаю, что к людям надо всегда по-человечески относиться, и тогда в ответ можно ожидать того же самого. Мы на то и люди, чтобы слышать аргументацию. Когда ты им показываешь свои цели открыто и прозрачно, и объясняешь, как и что нужно делать для улучшения ситуации, то неважно, кто перед тобой, интеллигентный или суровый человек, тогда горы по плечу.