Document
Я голосую за то, чтобы чтение всегда было удовольствием: интервью с Галиной Андреевой

 

Мы побеседовали с Галиной Андреевой, владелицей сети магазинов детской книги «Бук» и матерью троих детей о трендах в детской литературе, попробовали разобраться, откуда берется креативное мышление и как мотивировать подростков к чтению.


 

Расскажите, как пришла идея открыть магазин детской книги и почему именно детской?

 

История началась четыре года назад, когда я была молодой мамой. У меня появился сын, и я поняла, что хочу для него самые лучшие и интересные книжки. Я их привозила со всего мира. Вечно забитые чемоданы, перевес постоянно. И в тот момент зародилась мечта: вот бы открыть магазинчик «За углом», как в фильме «Вам письмо» с Томом Хэнксом и Мэг Райан. И хорошо, что я нашла единомышленницу, свою подругу. Она сказала: «классная идея ― давай попробуем». И мы понимали, что открываем магазин для себя, для своих детей. Потому что невозможно все книги купить, гораздо приятнее и лучше ими делиться. И вот мы открылись на свой страх и риск, думая, что никому это, кроме нас, не нужно.

 

 

А что влияет на ваш ассортимент, как вы формируете выбор?

 

Мы стараемся, чтоб в книге все было прекрасно: и иллюстрации, и перевод, и качество бумаги. Так что в первую очередь это качественные издания, и украинские, и английские, и российские ― то, что мы можем достать ― всем стараемся поделиться. Отчасти это наш выбор, то, что нравится конкретно нам. Отчасти ― запросы наших гостей. А вообще ― это самые лучшие книги со всего мира!

 

 

В каком возрасте современные дети читают больше всего?

 

По нашим наблюдениям, основные гости ― дошкольники вместе со взрослыми, конечно. Потому что это такой период, когда родители очень сконцентрированы на своих детях, хочется максимум отдать им ― предоставить все возможности. Кроме того, дети интересуются книгами, у них очень много свободного времени, т.к. малыши не загружены домашними заданиями, всякими кружками и спортом. У нас есть хорошая традиция ― школьники, которые начали читать с нами, с нами же и продолжают, но теперь подростковую литературу.

 

А что актуально сейчас, какие книги лучше всего продаются?

 

Есть позиции, которые уже долго удерживаются на рынке, например, виммельбухи ― это книги без текста, состоящие только из иллюстраций, по которым можно фантазировать вместе с ребенком, сочинять бесконечное количество историй, учить языки. Эта полезнейшая вещь пришла к нам из Германии. Слово «Wimmelbuch» означает «изобилующая, мельтешащая книга». Их очень любят, и множество издательств выпускают их в различных вариантах. Она уже несколько лет удерживается на топовых позициях. С такой книгой удобно и интересно работать. Дети сейчас визуалы, им нравится, когда много картинок. Некоторые родители говорят, что именно виммельбух помогает успокоить ребенка ― когда он из множества рисунков выбирает конкретный и концентрируется на нем. И даже неусидчивые дети могут сосредоточиться на этом процессе. Кроме того, виммельбухи способствуют речевому развитию, так как ребенок пытается проговорить то, что видит на картинке.

 

Есть книжки-картинки, там немного текста, но он имеется. И они прекрасны за счет иллюстраций. Дети очень любят такие картинки, это первые книги, они их долго рассматривают, сочиняют по ним истории. Ну и дальше уже идут издания для школьников, для подростков.

 

 

А как привлечь подростков к чтению? Ведь у них зачастую другие интересы?

 

Мне кажется, здесь ответственность на родителях и педагогах. В первую очередь тут важно не передавить. Не навязывать чтение, чтобы к подростковому возрасту не отбить желание читать. Мы сами выбрали в качестве награды телефон, игры, компьютеры ― что угодно. А в качестве наказания ― иди учи уроки, читай книгу. Мне кажется, должно быть наоборот. Я бы родителям, которые обеспокоены этой темой посоветовала бы почитать Даниэля Пинака «Как роман». Он очень подробно и интересно рассказывает о том, как это происходит. Как в нежном детстве мы превращаем чтение книг в совместный ритуал. Как вместе с детьми получаем удовольствие, по ролям разыгрываем истории, читаем вслух, обсуждаем. И потом, в какой-то момент, просто совершаем предательство. Когда ребенок уже начинает читать сам, мы мало того, что отправляем его каждый раз в ссылку, так еще и даем ему что-нибудь поскучнее или из школьной программы. И оказывается, это уже не наслаждение, а какая-то каторга. Я голосую за то, чтобы чтение всегда было удовольствием. За то, что можно читать и не дочитывать. За то, что можно откладывать какую-то скучную книгу и выбирать то, что нравится. И вообще, мне кажется родителям нужно почаще задавать себе вопрос: «а почему я хочу, чтобы мой ребенок читал?» Странная гонка ― все вокруг молодцы: этот 5 книг прочитал уже за месяц, этот ― 10, а мой вообще ни одной, поэтому я его сейчас накажу, пусть садится и читает. Это как-то нечестно. А что такое для них чтение вообще? Вот для меня, когда я была подростком, чтение было уходом от одиночества, от непонимания, то есть ― это какой-то мир, портал, друг, в которого ты погружаешься. Это безопасная территория, где иногда интереснее, чем в окружающем мире. Я понимаю, что сейчас соцсети во многом заменяют это, но в то же время качественная книга ― такой хороший, надежный, взрослый друг, которого нужно вовремя (если не утрачен контакт с подростком, если ребенок все еще доверяет вашему мнению) подкладывать, советовать. Просто найти то, что ему сейчас актуально. Подростки будут читать только в том случае, если это их выбор.

 

 

Расскажите, как вы продвигаете магазин, как новая аудитория узнает о вас?

 

В основном, это «сарафанное радио». Очень здорово, что мы находимся в самом центре Одессы. К нам сезонно приезжают гости из разных городов и стран. Они приходят и говорят: «я был прошлым летом у вас, вот приехал и сразу к вам, хочу купить то-то и то-то, мне так у вас понравилось». Иногда друзья друг другу советуют. Очень приятно, когда нас вносят в списки мест, обязательных к посещению. Помимо того, что тут удачное расположение, мы много сил вкладываем в то, чтобы здесь была хорошая, добрая, светлая, гостеприимная атмосфера. Тут работают замечательные педагоги, которые наполняют волшебством и любовью это пространство.

Мы сами выбрали в качестве награды телефон, игры, компьютеры ― что угодно. А в качестве наказания ― иди учи уроки, читай книгу.

То есть у вас можно не только купить книгу, но и посетить какие-то занятия?

 

Например, у нас проходит «сказка» ― занятие, которое ведут разные педагоги. Есть группа для детей от 2-х лет.  Здесь происходит настоящее волшебство: при помощи сшитых и сваленных собственноручно игрушек, наши добрые «сказочницы» ставят мини-спектакли по разным детским произведениям. Сказка оживает перед малышами, после они делают по ней различные поделки, занимаются пальчиковыми играми, это очень интересно. А родители говорят, что потом, дома, малыши сами начинают рассказывать и показывать им сказки. И я могу это подтвердить, потому что мои дети делают точно так же.

 

У нас есть абсолютно новый проект ― «Театр теней». Он родился прямо здесь, в стенах Бука. Мы сделали его сами, вдохновившись имеющимися у нас книгами. Это невероятно интересный опыт. Есть книжка на полке, есть ее прочтение и есть еще и визуальное сопровождение. Книга оживает, все двигается, она в цветах и в тенях, еще и звук добавляется ― малыши это обожают. Дети возвращаются от нас домой со знанием того, что книгу можно превратить в спектакль. Это очень здорово

 

Мы очень любим здесь всякие штуки придумывать, чтоб они были камерные, индивидуальные, очень творческие, которые потом, как маленькое зернышко прорастают в ребенке. Здесь пробуждается нечто новое, ребенком совершаются какие-то открытия, и тут главное, чтоб родитель был готов принять, поддержать и не нарушить. Сейчас мы точно знаем, какие качества нужны человеку в будущем. Это креативность, критическое мышление, умение взаимодействовать в командах. С одной стороны мы все это понимаем, а с другой, ту же креативность прибиваем на скаку. Как развивать фантазию? Компьютеры, технологии, игры ― все это очень круто, и здорово нам помогает, но в то же время, это уже чей-то выдуманный мир, в который мы погружаемся, и есть ли там место для нашей фантазии? Или это просто рефлексы на то, что происходит в нем? А книга как раз тот ресурс, который дает возможность ребенку дофантазировать, создать свои миры. И нам, взрослым, этому тоже очень важно учиться. Нам нужно создавать что-то неповторимое, новое, каким бы делом мы не занимались. А для детей это вообще ультра необходимо. Потому что все основные профессии (бухгалтер, касир, например) очевидно будут заменены эффективными и простыми программами. А вот делать то, чего пока не может сделать компьютер ― создавать что-то новое будет важно. Поэтому лучше начинать с детства.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ВИДАВНИЦТВО СТАРОГО ЛЕВА

 

 

Сотрудничаете ли вы с одесскими авторами, иллюстраторами, издательствами?

 

Мы с большим удовольствием работаем с местными авторами и иллюстраторами и стараемся интегрировать их в нашу жизнь.

 

Из художников, например, это Ксения Стоянова. Помимо того, что она иллюстрирует книги, она проводит у нас детские мастер-классы. Потрясающий человек, который ни на секунду не останавливается в своем развитии: путешествует, посещает тренинги, учится у других педагогов. Она прекрасно работает и с детьми, и с родителями. Например, у нее были лекции в музее западного и восточного искусства. Человек очень многогранный и интересный.

 

Из авторов, допустим, Александр Драган. Это было для нас очень неожиданное открытие. Он написал для своей дочки книжку «Лучшая в мире занавеска». При этом, он очень крутой иллюстратор, работает, если я не ошибаюсь, с Times, New Yorker и т.д. В какой-то момент он решил написать книгу и думал, искал, кто б её мог проиллюстрировать. Потом он понял, что никто не сможет сделать так, как он видит и решил реализовать это собственными руками. И вот он рассказывал, как он прошел весь путь от момента идеи до реализации книги. И это достойный проект, я очень горжусь им. Круто, что молодые инициативные ребята так быстро реализовали идею. И я надеюсь, что он еще сделает не одну книгу. Так что встречаются интересные люди, и мы с радостью сотрудничаем и общаемся с ними.

 

Вообще сейчас пошел такой тренд, что персона автора стала более активной и очень важной. Люди не хотят просто прочитать книгу, они хотят познакомиться с человеком и увидеть, что за ним, за книгой, стоит какая-то история, больше чем само издание. Поэтому сегодня авторы-тихони, которые хотят отсидеться где-то в уголке, не совсем востребованы. Я не говорю о том, что у них нет права на существование, нет конечно. Просто запрос другой. Люди хотят увидеть живого человека, понять, как он мыслит, поиграть с ним, пошутить. В Европе этот тренд очень актуален: автор ― интересная личность, встречи с которым ждут даже больше, чем встречи с книгой. И только через этот контакт «автор-читатель» прорастает интерес к следующим книгам. Потому что многообразие настолько велико, что среди них легко затеряться. Почему я выбираю именно эту книгу? Точно так же и с иллюстрациями. Например, книги Оксаны Булы, которая создала TUKONI. Это определенный мир героя, концепция. И она иллюстрирует другие книги. У нее такое видение, к которому хочется прикоснуться, обратить на него внимание и иметь эти книги дома.

 

Так что, если есть авторы, иллюстраторы, имеющие желание взаимодействовать с детьми, кто не боится контакта в принципе ― мы с удовольствием приглашаем в Бук, организовываем встречу с читателями. Но, в то же время, мы всегда предлагаем им находить ресурс для творческого развития, для того, чтобы раскрывать себя еще и как ораторов, как коммуникаторов со своей аудиторией.

 

 

А что вы сами сейчас читаете?

 

Сейчас читаю книжку соавторов Берту Элла и Элдеркин Сюзан «Книга как лекарство для детей» ―  это такой проект, где собраны и перечислены книги на разные случаи: что можно предложить ребенку для чтения, о чем поговорить с ним, какую тему проработать так, чтобы это было действительно нужно и интересно, и ему, и вам.

 

При подготовке материала использованы фото нашей редакции и Марины Гудилиной.

Похожие Теги: книги
Поделиться:

Другие материалы