Document
Выставка «За кадром»: о женщинах, кино и гендерном вопросе

В рамках арт-программы ОМКФ-2018 в галерее InvogueArt открылась выставка «За кадром» о женщинах, создающих кино по ту сторону экрана – режиссерах, продюсерах, монтажерах, сценаристах и многих других. Всего в проекте представлено 12 героинь, которые рассказывают свои истории о жизни и кино, а художники рисуют портреты этих историй. Цель выставки – обратить внимание на проблему гендерного неравенства в киноиндустрии. Мы пообщались с арт-куратором галереи InvogueArt Катей Тейлор, которая рассказала о выставке, её героинях и гендерном вопросе.


 

Ваша галерея уже второй год выступает партнером ОМКФ. Почему в этом году решили поднять именно эту тему?

 

Тема равноправия для меня актуальна, и это не первый проект, в котором мы ее поднимаем. Прежде мы делали проект о женщинах в истории украинской культуры, который рассказывал о возможностях, ограничениях и достижениях женщин разных времен, начиная от ренессанса и до сегодняшних дней.

 

Тема о женщинах в кино кажется мне логичным продолжением изучения этого вопроса. Кроме того, так вышло, что ОМКФ в этом году сделал конференцию на эту тему, и в целом наши интересы здесь совпали. Поэтому среди разных концепций была выбрана именно эта.

 

 

В киноиндустрии много женщин, но большинство из них при построении карьеры упираются в «стеклянный потолок». Чем больше бюджеты фильмов, тем меньше там руководителей-женщин. Есть стереотипы о том, что женщины могут не справиться с какими-то чисто «мужскими» профессиями вроде оператора или режиссера монтажа. Наши героини также развеивают эти мифы.

 

 

Как выбирали героинь?

 

Я не внутри индустрии и до начала работы над проектом знала только несколько имен. Это еще одна причина, почему мы за него взялись. Ведь оказалось, что каждая героиня –– это просто клад с фантастическими историями и опытом. В выборе мне помогали генпродюсер ОМКФ Юля Синькевич, режиссер Оля Бесхмельницына и арт-директор Алик Шпилюк.

Героини из разных поколений. Разнятся ли их видения гендерного вопроса?

 

В зависимости от того, в какой среде и времени жил человек разнятся его взгляды. Если ранжировать наших героинь на советское и постсоветское поколение, то те ценности, которые формировались во время их взросления и выделяются в их позициях. Хотя возраст, безусловно, не единственный критерий. Понятное дело, что у каждой был свой опыт. В котором было больше или меньше дискриминации. Но если посмотреть со стороны, то героини моего поколения замечают дискриминацию чаще и более свободно о ней говорят, чем героини, чья жизнь и карьера состоялась во времена союза.

 

 

Почему у выставки именно такой формат?

 

Это документальный проект, вряд ли можно назвать это выставкой в классическом смысле. Мы ничего не выставляем. Мы собираем по крупицам документальную историю. И чтобы эту историю рассказать, ты каждый раз думаешь о том, как сделать так, чтобы ее увидели, услышали, захотели задержаться дольше. Это камерные истории, личные артефакты. Каждая история очень субъективная. Пожалуй, хотелось сохранить вот это интимное пространство каждой. Не перегрузить экспозицию, отказаться от масштаба в пользу камерности.

Будет ли продолжение у этого проекта? Планируете ли делать еще что-то в этом направлении?

 

Может быть. Сейчас могу сказать, что тема гендерного равноправия актуальна как никогда и есть еще множество историй и способов о ней говорить. Уверена, что это не последний проект, где мы работаем с этой темой. Но каким будет следующий, пока никто не знает.