Document
Четыре архитектора, четыре стиля: впечатляющие примеры зодчества в старой Одессе

Население Одессы всегда славилось многонациональностью. А рассматривая здания, выстроенные во второй половине XIX века, кажется, что архитекторы мечтали перещеголять друг друга в своём мастерстве. Именно поэтому Одесса такая разная и такая непохожая на другие города.


Вторая половина XIX века стала для Одессы золотым временем – город уверенно набирал обороты, чтобы войти в тройку самых богатых и приятных для проживания городов всей страны. Ускорившийся ритм жизни влиял не только на увеличение количество деловых сделок на Бирже, но и на внешний вид Одессы. Ведь дело настоящего архитектора не просто проектировать здания, но и определять современные идеи и предлагать городу варианты их реализации.

В 1864 году в Одессе на смену Строительного комитета пришло Общество инженеров и архитекторов, что серьёзно повлияло на стилистику застройки города. Новые здания строились в абсолютном смешении стилей, но в то же время подчинялись главным правилам – соблюдению определённой высотности и идее поквартальной застройки. Благодаря этому к началу XX века Одесса выделялась своим архитектурным разнообразием, которое в результате создавало гармоничный образ многонационального портового города. Рассказываем о четырёх архитекторах, чьи непохожие друг на друга работы, в некотором смысле формировали образ Одессы.
 

Франческо Моранди

Франческо Моранди родился в 1811 году Ломбардии, что на севере Италии. Там он и начал заниматься рисованием, вглядываясь в окружающий мир. Образование же юноша получил в Милане, где и проработал несколько лет после завершения архитектурного факультета. В Одессу Моранди попал практически волею судьбы и ненадолго, но город настолько его впечатлил, что архитектор вернулся и дальнейшую жизнь посвятил не только зодчеству, но и обучению юных талантов. В конце 1860-х годов Франс Осипович, как его называли одесситы, сумел объединить молодых амбициозных архитекторов и сделать из них команду, работающую на благо города, а не на зло друг другу. С 1870 года он занимал должность главного архитектора Одессы. Именно Моранди стал одним из учредителей Одесского Общества Изящных искусств, которым руководил до глубокой старости. Сохранилась своеобразная характеристика архитектора, написанная его современником: «… Весь фантазия, увлечение и наивность, вечно суетившийся, обо всём и обо всех беспокоившийся. Благодаря своей живости, добродушию и неиссякаемому оптимизму был искренне любим всеми…». А многие здания, спроектированные Моранди, вы наверняка прекрасно помните – это дом Вучины на Пушкинской, 19, дом Родоконаки на Приморском бульваре, 10, синагога на Еврейской, 25. Собственно, именно Моранди руководил перестройкой здания Купеческой биржи в здание Одесской думы. 

Пауль Клейн

Имя Пауля Клейна в Одессе не очень известно, хотя одно из построенных им зданий, вы знаете абсолютно точно. Это дом Тработи на улице Гоголя, 14, его ещё называют «пряничным домиком». Пауль Клейн был одним из самых верных последователей ставшего популярным в Одессе «кирпичного» стиля. Но если вначале зодчий добавлял традиционные архитектурные элементы эклектики, то позже пришёл к узорам в так называемом народном стиле – кресты, плетёнка, рогожка. Так выглядят доходные дома на Спиридоновской, 8 и Черновола, 9. В своих работах архитектор руководствовался принципом от «рациональной планировки – к выразительному облику». И ему это отлично удавалось.
 

Людвиг Оттон

Людвиг Оттон получил образование в королевской художественной школе в Бонне, стажировался в Алжире и на юге Франции. А пока Людвиг учился, вся Одесса восхищалась кулинарным талантом его отца Цезаря Оттона – именно о его увековечил Пушкин в романе «Евгений Онегин»:

 

«… Шум, споры – лёгкое вино

 

Из погребов принесено 

 

На стол услужливым Оттоном.

 

Часы летят, а грозный счёт

 

Меж тем невидимо растёт…»

 

Кстати дом Цезаря Оттона сохранился до наших дней на углу улицы Гоголя и переулка Некрасова. Ну а вначале 1840-х годов в Одессе начало звучать и имя Людовика. Его работам – как в экстерьерах, так и в интерьерах – свойственна элегантность, изящность и перекличка с французскими образцами стиля барокко. Здание Литературного музея внешне кажется скромным, но главная лестница и парадный зал ассоциируются только с дворцом. Ну а про дом Маразли на Пушкинской, в котором сегодня располагается Медицинское училище, и дворец Абазы (Одесский музей западного и восточного искусства) и говорить нечего. 

Герман Шеврембрандт

Герман Шеврембрандт родился в 1856 году в Штутгарте (Германия), после получения архитектурного образования работал в Швейцарии, Италии и Франции, а в 1890 году он приехал в Одессу, в которой прожил 13 лет. За это время Герман Карлович провёл две реконструкции на Приморском бульваре – в многострадальном сегодня доме Лерхе (№5) и в доме бывшем доме Ризо (№12). Причём реконструкции были проведены так, что обновлённые здания ещё ярче засияли на парадном бульваре и нисколько не испортили его общий вид. Он работал с интерьерами утерянного Масонского дома и над реконструкцией дворцового здания на Екатерининской площади 7а. Ну а самое известное здание, до сих пор притягивающее взгляды и выполненное по проекту Шеврембрандта, – это Картинная галерея дворца графа Толстого на Сабанеевом мосту, 4. Более известное под названием Дом учёных. Здесь каждая деталь продумана досконально, а мотивы ренессанса, барокко и рококо как бы соединяются в едином порыве.   

 

По материалам Валентина Пилявского