Document
В поисках украденного наследия: неприметный дом Боффо

Если у одесситов спросить, кто такой Франц Боффо и что он сделал для города, многие сразу же начнут загибать пальцы: мэрия, ансамбль Приморского бульвара, Кирха, Дом ученых, Потемкинская лестница, гостиница «Лондонская», Воронцовский дворец и многое другое. Стиль архитектора легко узнаваем – безукоризненные пропорции, декоративные элементы и орнаменты, богатая лепнина и выразительные архитектурные обломы.  Именно Боффо построил Одессу такой, какая она есть сегодня – с удивительными зданиями и архитектурными шедеврами. Из пятидесяти домов, спроектированных знаменитым архитектором, сохранились около тридцати.


 

В 2017 году, пока внимание одесситов было обращено на спасение прибрежной зоны и «дома-стены», город продал одно неприметное здание на улице Троицкой, 39 – доходный дом семейства Ичаджик, которое держало модные лавки и торговые ряды на Александровском. Здание было построено в 1831 году по проекту Франца Боффо и Ивана Козлова. Двухэтажный дом купеческой семьи никогда не пустовал. Возможно, здание не может посоревноваться в красоте с особняком купца Лерхе или же с дворцом Шидловского авторства Боффо, однако именно тут бурлила жизнь города. Хлебная лавка торгового дома «Дрейфус и братья», магазин конфетной фабрики «Гиллер и Ко», мастерская физико-механических и электротехнических работ Айзенберга, мебельно-столярная мастерская Вайнгурта, склад фотопринадлежностей Когана и наконец фототипия и цинкография Михаила Пиковского. Последний увлекался фотографией – на основе его репортажных съемок или изображений городских пейзажей изготавливались почтовые открытки или художественные бланки. Сегодня работы Пиковского  в частных коллекциях и архивах города – в газетах, иллюстрациях или путеводителях того времени.

 

 

 

 

Дом семейства Ичаджик числится памятником архитектуры и градостроительства местного значения. Несмотря на внешнюю потрепанность, в здании уцелели аутентичные элементы – кованые ажурные перила балкона и ворота с декоративными узорами, ведущие во внутренний двор. В целом, особняк находится в удовлетворительном состоянии и мог бы послужить отличной локацией для местных организаций (союза художников, музыкантов), новым арт-пространством или долгожданным одесским Музеем фотографии, которого до сих пор в городе нет. Однако местные власти решили иначе. В прошлом году было продано чуть меньше 200 кв.м. дома по весьма сомнительной цене: подвал оценили в 160$ за кв.м., помещения на первом и втором этажах – в 202$ за кв.м.; чердак – в 121$ за кв.м. Чиновников не смутил тот факт, что здание находится в исторической части города и было построено самим Францем Боффо.

 

 

 

 

В Одессе за 2017 год было продано около 600 кв.м. в центральной части города – в домах-памятниках архитектуры. Например, квадратный метр на улице Льва Толстого, 6 городские власти оценили в 350$; подвальное помещение на вице-адмирала Жукова, 27 - в 162$; первый этаж на Старопортофранковской, 41 – в 305$; подвал на Софиевской, 8 - 160$ и пр. Принято считать, что городские власти продают памятники архитектуры в том случае, если не могут обеспечить его реставрацию и своевременный ремонт. Однако, в процессе продажи объекта «в нужные руки», цена становится значительно ниже рыночной. Таким образом, пока немногочисленные галереи, образовательные платформы, коворкинги или волонтерские объединения ютятся в подвалах или вовсе «в ссылке» на Пересыпи, городские чиновники старательно «обогащают» казну города за счет «удачных» продаж памятников архитектуры, пусть и местного значения.

Похожие Теги: наследие архитектура история
Поделиться:

Похожие материалы