Document
В Одессе снимут кино о 23 августа 1991 года: тизер фильма и интервью с автором проекта

На тему почему Одесса является местом вдохновения для фотографов и есть ли у нашего города кинобудущее, пообщались с Хельгой Ландауер – режиссёром фильма «Фотографы», тизер которого есть в нашем материале. Посвящена кинолента последним дням советского режима, а рассказана с помощью «историй» фотографов. Но вы читайте интервью и смотрите текст – это будет особенный для Одессы фильм.


Уже несколько дней в Одессе проходят праздничные мероприятия, посвящённые Дню независимости Украины. А 29 лет назад для всё только начиналось. И вот об этом непростом времени в Одессе снимут фильм «Фотографы». И, судя по всему, он будет кардинально отличаться от знакомых нам фильмов об Одессе. Об идее создания фильма, образе Одессы и её фото- и киногеничности узнавали у автора проекта «Фотографы» Хельги Ландауер.

- Хельга, расскажите, как и когда возникла идея создания фильма?

 

- Я выросла в семье кинематографистов. Мой отец, кинооператор, много фотографировал, плёнки проявлял и печатал дома. В детстве наблюдать за этим процессом было для меня необычайно интересно и по сей день кажется магическим чем-то, особенно зазор между временем и его отпечатком, рама, вот этот кадр, как будто изъятый из мира, уже совершенно отдельное значение приобретающий. Нечто подобное происходит и в памяти – как исторической, так и частной. Мне интересны эти сингулярные точки во времени – поворотные моменты в судьбе и поворотные моменты в истории, точки невозврата. Нечто подобное происходит и сейчас. И в этом смысле исторический контекст будущего фильма (последний день советского союза и попытка советского военного переворота) очень важен. История, творящаяся «вдалеке и вокруг» моих персонажей, на периферии их частных событий, очень напоминает контекст нашей жизни сейчас. Фактически, то, что устраивают проигравшие выборы приспешники Лукашенко в Беларуси – это тот же самый отложенный на 29 лет советский путч. И это реальная трагедия, которая разворачивается вокруг нашей частной жизни, наших личных событий.

 

- Почему появилось желание рассказать именно об Одессе и на фоне Одессы? 

 

- Помимо того, что эстетика украинских фильмов таких великих художников как Довженко и Кира Муратова для меня очень значимы в кино, Украина – очень любимая и важная часть времени моего детства и юности, с этой страной меня связывают и семейные корни. В Одессе живут мои родственники и поездка в Аккерман и Одессу в августе 1990 года отчасти легла в основу сюжета для фильма. Прототип одного из моих героев – великий французский фотограф Анри Картье Брессон, который сказал, что фотография – это как охота, с той разницей, что «никто никого не убивает». Он в основном фотографировал на улицах и в предместьях Парижа, снова и снова возвращаясь в одни и те же места, как в некие «пространственные ловушки» для снимка. И Одесса кажется мне подобным городом – неисчерпаемым, сложным, устроенным немного как театр с разными ярусами, с перепадами стилей, эпох, кинематографических и исторических коннотаций. Украинский фотограф мог бы выбрать Одессу местом вдохновения и «охоты». Вообще образ фотографа именно в Украине захватывает меня, так как самое интересное, что происходило в фотографии в конце 80-х и в 90-е годы Восточной Европы зародилось в Украине. Это, конечно, работы Бориса Михайлова и то направление, которое сейчас определяется как «Харьковская Школа», удивительные портреты Чекменева, одесские серии Полякова, Якимчука, всех не перечислишь.

- В фильме много уделено аспекту пересечения и наслоения персонального опыта на исторический контекст. Исторические события являются только фоном, но не занимают главную роль и не решают судьбу героев. Почему вы решили сместить эти акценты?

 

- Лукреций в своём рассуждении о свидетеле и жертве, приводил пример с тонущим судном, которое наблюдатель с берега видит и интерпретирует происходящее иначе, чем жертва кораблекрушения. Примерно так же устроен сюжет моей истории, только тут речь идёт не о жертвах, конечно. Крушение тоталитарного монстра, которым был Советский Союз и послужившее независимости Украины, происходит на периферии происходящего с героями моей истории, но они ещё находятся внутри этого исторического дня и не осознают масштабов происходящего. Это очень важная тема, особенно сейчас, когда мы все в той или иной мере пытаемся совместить эти масштабы в переходный для всего мира период пандемии, восстаний, при этом сами со своими частными историями находясь в «глазу урагана». Для меня эта история не столько о фотографах, сколько о разном восприятии мира. Их способы фиксации реальности выражают не только совершенно разные направления в фотографии, но и в мировоззрении. В каждом из нас они так или иначе сосуществуют, просто что-то становится главным. У одного – человеческое время, у другого – отсутствие времени, пейзаж, у третьего – проекция желаний, форма, театр.

 

- На ваш взгляд у Одессы есть кинобудущее?

 

- Съемки тизера проходили прошлым летом в Одессе, на Одесской киностудии. Мне повезло работать с прекрасными, компетентными профессионалами и я уверена, что Одесская киностудия с такими традициями и таким потенциалом может производить отечественные фильмы и стать международным партнером для запада. Я надеюсь, что наш фильм состоится и будет способствовать этому.

 

- Почему сценарий называется «Фотографы»?

 

- Фотографический фрагмент видимого сразу же лишается глубины и контекста, мы рассматриваем перед собой этот пейзаж или фигуру, вещь или портрет уже в контексте своего опыта и места, наделяем каким-то иным смыслом, которого в самих этих объектах не было. Если это историческая фотография, мы интерпретируем ее в контексте своего знания о событии, но не можем домыслить обрезанное краями снимка пространство. Мне хочется сделать фильм об отношении к событиям времени и выбору себя в них.
 

 

Регина Марьяновская-Давидзон, продюсер фильма 

Создание фильма – это прежде всего коллективная работа, поэтому очень важно, чтобы творческая группа была на одной волне. Я вообще придерживаюсь правила Славы Полунина, что работать нужно только с теми, кого хочется обнять. Так и в нашей команде, несмотря на то что, она интернациональная (главная актриса живёт в Берлине, часть актерского состава из США и Франции, оператор-постановщик Владимир Иванов, фильмы над которыми он работал отобраны престижными международными фестивалями, такими как Канны и Венеция, оператор альтернативной съемки Труман Хэнкс, режиссёр монтажа Эрве Шнайд, известный работой над такими фильмами как «Амели», «Восток/Запад») у нас сложились теплые, дружеские отношения.

 

Мы сейчас ведём переговоры с американским актёром Харви Кайтелем на одну из главных ролей, а также с альтер-эго Леоса Каракаса, французским актером Дени Лаваном. Съемки фильма запланированы на май-июль 2021 года, а премьера, мы надеемся, пройдет на Берлинале в феврале 2022. Мы думаем, что у фильма будет большая фестивальная история, в том числе с национальной премьерой на Одесском Международном Кинофестивале. Прокат в Украине запланирован на осень 2022 года, этим занимается дистрибьюторская компания «86». А к концу 2022 года запланирована трансляция фильма на ТК «Украина», о чем мы уже подписали предварительное соглашение.