Document
В Одессе шутить

Платон не считал смех добродетелью, достойной приличного человека. Смеясь, ты смотришь на объект шутки свысока, испытывая превосходство над ним. Юмор для Платона был проявлением низменных, животных инстинктов. Со времен почтенного грека, в теории юмора многое изменилось. Стали выделять смех из-за несоответствия, когда, например, мужчина одет в женское платье; смех как утешение, способ снять напряжение, как терапию. Возникли новые жанры, формы, профессиональные комики. В 20-м веке юмор превратился в прибыльный бизнес и даже был взят на вооружение полит-технологами. Обо всем этом и отдельно об Одессе, как столице юмора, поговорили с Александром Постоленко, актером и участником Маски-Шоу. 


Смех рождается так же, как эта [морская] пена. Он подает знак, появляясь на поверхности общественной жизни, что существуют поверхностные возмущения. Он моментально обрисовывает изменчивую форму этих потрясений. Он — та же пена, главная составная часть которой — соль. Он искрится, как пена. Он — веселье. Философ, который собирает его, чтобы испробовать, найдет в нем иногда, и притом в небольшом его количестве, некоторую дозу горечи. 

Анри Бергсон, "Смех".

 

Одесса - столица юмора. 

 

У меня есть фраза на такие случаи: самовлюбленные в свой город одесситы. Все же на этом строится. Я люблю Одессу. Правда, я не в пятом поколении одессит, а  в первом. Я родился в Ильичевске (прим ред. - Черноморск). Была недавно история, когда одна дама припарковалась под деревом и ей объяснили что так нельзя, она начала кричать: не надо меня учить, я одесситка в седьмом поколении. 

 

Я не люблю одесский миф. Не люблю то, что с ним связано. Есть, конечно, вкусные вещи, вроде Михал Михалыча. Но остальное... Тошнит от этой тети Сони и рыбачки, но все равно, когда приходишь на Привоз, рано или поздно ты что-то такое услышишь. Мне как-то подсказали, что лучшая приманка на карася - жженый в костре рог. И я пошел искать его на Привоз, спрашиваю у одной тетки про рога, а она мне: А у вас що, своїх нема? 

 
С другой стороны, первые массовые юмористические программы на пост-советском пространстве - Джентльмен Шоу, Маски и Деревня дураков появились именно в Одессе. Это все отсюда. Городок - наполовину отсюда. Самая знаменитая команда КВН 70-х годов - одесситы. В конце 80-х, во время возрождения КВН, самая сильная команда опять из Одессы. Почему они так были сильны? Я знаю почему. Потому что на них работал весь город. Им писали лучшие люди. То есть, Одесса все-таки имеет право в какой-то степени на звание столицы юмора? Конечно, она зашорилась в своих легендах, зациклилась на этом несчастном Гоцмане. Я не могу это смотреть. Хотя там и хорошие актеры. Я уже не говорю про "Мишку-Япончика", при всех его известных консультантах, какая это жуткая эксплуатация. А вот когда эксплуатации нет, как у Михал Михалыча или лучших образцах КВН, вот тогда это здорово, это юмор. Главное - не опускаться.
 
Посмотри на Маски. 90-х серий без одессизмов. Мы кое в чем приблизились к  Монти Пайтон, но больше все же к Бенни Хилу. Нам везло. Мы придумывали какие-то номера для сцены, а какие-то нельзя было на сцене воплотить. Это были такие сложно понимаемые шутки, но мы понимали о чем речь.  Называли их галекс. Потом узнали, что это называется гэг. Немного абсурдный, не всегда понятный, но останавливающий юмор. Мы мечтали о том, как было бы хорошо, если бы у нас была своя программа на телевидении. И те номера, которые не для сцены, мы откладывали для телевидения, виртуальной программы, которой не было и не могло быть в то время. 
 
 

 
Потом появилась возможность влезть в какую-то утреннюю почту и мы сняли три или четыре клипа. Самый знаменитый "Задание выполнено" про мента. "Мефистофель" еще был. На музыку Гуно, между прочим. Снимали в разрушенной Лютеранской церкви на Пастера. В эти клипы мы впихивали все свои сюры и галексы. Оттуда Маски-шоу и пошло.
 
 
 

Юморина

 
Юморина не смешная, но начиналась она по-другому. Это был протест, способ выпустить пар.  В 77-м году по радио прозвучала шутка, что сегодня в 12:00 выстрелит пушка перед мэрией. И она действительно выстрелила. Об этом не очень рассказывают, но это реальная история. Это были наши студенты архитектурного университета. Они взяли учебную тротиловую шашку, сделали из будильника часовой механизм и пушка ровно в 12 выстрелила черным дымом. В советской прессе это случай сразу замяли. А в тот же вечер одного из этих ребят забрали. Они забыли вытащить квитанцию из будильника и парня по этой квитанции немедленно вычислили.  Рассказываю эту историю, чтоб было понятно, что все перло изнутри и это было здорово и замечательно. А дальше они поняли, что это можно эксплуатировать.
 
 
Мы как-то съездили в Эдинбург на известный фестиваль и увидели там карнавал. После этого вернулись в Одессу и наш карнавал был круче. Наши каким-то образом нашли деньги, и карнавал, и шествия организовывали профессионалы с киностудии. Тогда был настоящий парусный корабль, паровоз, изготовленный в натуральную величину. Шествие невест. Это был сумасшедший карнавал. В следующем году все немножечко перекрасили, потом распилили, потом поставили на Ланжероне, как аттракцион. Потом финансирование Юморины сократилось, профессионалов соответственно тоже становилось меньше. Карнавал становился все скучнее и скучнее, а потом народ начал зарабатывать на поролоновых ушках и концертах звезд. Шествие сдохло. Все начали пить пиво и ссать в подъездах.  Нормальное, качественное шоу превратилось в говно. 
 
 
Мы подхватили с Комедиадой эту идею и два года делали шествие. Некоторые, помню, писали: если вам не нравятся эти площадные шествия клоунов, идите к нам в бар и послушайте Зощенко. Но ведь никто Комедиаду не видел и не знал что это такое, потому что она попадает в общий поток, а это уникальный фестиваль. И мы начали позиционировать себя отдельно от Юморины. Это знаковое событие в нашем цеху, куда съезжаются лучшие артисты, но оно тонет в общем говне. Мы даже подумываем перенести дату на июнь. 
 
Открытие Комедиады 2018
 
 

Комплексы 

 

Мы тут закоплесованы в плане юмора, но и на Западе тоже. В Германии можно пердеть на сцене, жопу показывать, а вот бить по жопе нельзя. Был у меня покойный уже товарищ Саша Столяров. Он писал притчи, снимал много документальных фильмов. Очень верующий был человек. Много снимал для церкви. На Афон часто ездил. И у него есть фильм, практически документальный. Весь сюжет происходит в монастыре и это смешно. Такие трогательные православные анекдоты. 
 
 
Раньше было проще. Раньше я знал что есть табу на тему Холокоста. Про лагерь можно, а вот про жертв - извините. Или о родителях: шутить можно, а кривляться не надо. Сейчас из-за фейсбука все изменилось. Я иногда ругаюсь вечером, когда в ленте те самые люди, которые не могут различить веру, религию и церковь, начинают ёрничать на православие. 
 

В концлагере дежурный офицер: — А сейчас пулеметчик Ганс прокрутит вам два новых диска!

 

Реальность и юмор

 

Бывает так, что реальность превращается в шутку. У нас в сериалах есть сцены, списанные с жизни. Как раз самые смешные. Например, когда человек не может надеть носки на пляже. Мы ее просто слизали: пьяненький мужик, весь такой чистенький одевает носки, наступает в песок, бежит моет ногу в море, потом опять, потом весь вываливается в этом. 
 
А бывает наоборот, когда юмор становится реальностью. Олег Савченко и его театр "Оранжевое настроение" сделали спектакль Оранжевая революция в 2003 году и это название впервые появилось на Доме Клоунов. И вот они начали его раскручивать, с оранжевым цветом везде. А потом пришлось отказаться от спектакля и вообще, они перестали быть оранжевыми. 
 
 
Мы обычно избегали политики, а однажды приходит серьезный заказ на сериал от спикера Верховной Рады Литвина в канун выборов. Заказали 10 серий стеба над политиками. Уже тогда такие полит-технологии раскручивались. Это тема отдельного разговора - откуда все эти клоуны на телевидении берутся. Это серьезная технология. Если ты политик и у тебя крупные проблемы, то лучше тебя обшутить один раз и все, стресс снят.
 
 
Мы должны были обсмеять Мороза, еще кого-то. И в том числе был у нас персонаж Литвин. Были, конечно, советники. Они сидели и следили что мы снимаем, но позволяли делать все. И мы сняли сцену, в которой спикера забрасывают помидорами и потом это переходит в войну овощами. На трибуне в сером костюмчике стоял седой Делиев, в него летят помидоры. Тут же выскакивают охранники и раскрывают зонтики. И вот один в один такая же ситуация произошла в Верховной Раде. На ютуб есть этот ролик и можно сравнить. Даже зонтики такие же. С такого же ракурса снимали. Как будто бы они нас увидели и сказали: да, это то что надо. 
 
 
Мы в каком-то смысле предвосхитили все эти цветные флаги. Есть такая серия "Маски на выборах". Мы подумали, а почему флаг должен быть именно красным? Давайте будет сиреневый, желтый, в полосочку. Мы сняли эту серию за год - два до того, как все началось. 
 
 

 

 

Анекдот

 

Анекдоты не совсем мое, но я очень люблю анекдоты про украинцев. Даже считал себя специалистом по ним. Они редкие, они литературные, они глубокие. Но надо понимать, что анекдоты очень часто привязаны к локации, без которой анекдот не понять. Мы были дважды в Японии. И вот они говорят: нас интересует Одесса, как столица юмора и то, что у вас происходит в стране в связи с выходом из СССР. Должна была быть пресс-конференция и я на видеомагнитофоне специально слепил нарезку из флагов, шествий. А у японцев же все строго, даже на бытовом уровне. И они говорят: вначале мы покажем это видео, а потом вы расскажете анекдот, но мы должны вначале этот анекдот услышать. Ну и наши насыпали им этих анекдотов, а они сидят и ничего не понимают. Потом они взяли паузу и говорят: давайте мы вам наши анекдоты расскажем. И вот они их рассказывают, а у нас такая же реакция. Тогда я попросил переводчицу рассказать японцам анекдот про Митерана, у которого было 100 любовниц и одна из них была неверна и он никак не мог это выяснить. А у Рейгана было 100 генералов и один из них работал на КГБ и Рейган никак не мог выяснить кто. А у Горбачева было сто экономистов и один из них был умным и тот тоже не мог понять, кто именно. В переводе японской переводчицы финал прозвучал так: " а у уважаемого генерального секретаря КПСС Михаила Горбачева было, к сожалению, очень мало умных экономических советников". И все - анекдота нет. 

 

Но потом я все-таки вспомнил один анекдот, который японцы поняли. Он о том, как в Одессе решили построить новый универмаг и решили пригласить японского специалиста, чтобы он все просчитал: себестоимость, количество сотрудников и так далее. Он приехал, посмотрел вокруг и говорит: вам надо всего двое людей. Как всего двое? А так, - отвечает японец, - один стоит на входе и говорит "у нас ничего нет", а второй на выходе и говорит: "ну мы же вас предупреждали, что у нас ничего нет".  Вот его они поняли.  

 

Похожие Теги: юмор одесса маски
Поделиться:

Похожие материалы