Document
В чём заключается афёра с электронным билетом в Одессе: мнение Петра Обухова

Пётр Обухов занимает активную гражданскую позицию, не так давно он предложил на рассмотрение мэрии проект по переводу некоторых улиц центра Одессы в разряд пешеходных. На своём ютюб-канале Пётр разбирает интересные ситуации, происходящие в городе. Например, махинации по поводу внедрения электронного билета.


Тут мэрия объявила общественные слушания 28 ноября по поводу изменения правил перевозок в общественном транспорте Одессы. Правила хотят изменить, чтобы разрешить использовать в транспорте электронный билет. В Одессе эпопея с электронным билетом – это афёра для грабежа горожан. 

 

Во-первых, я за внедрение электронного билета в Одессе. Это удобно, не нужно носить с собой наличку, водители не будут отвлекаться на взимание денег с пассажиров, мы наконец-то будем детально знать сколько людей ездит на каждом маршруте в каждый час недели. Это поможет оптимизировать маршруты. Наконец-то посчитаем всех льготников и проще будет монетизировать льготы.

 

Два года назад мэрия провела конкурс на поиск «инвестора», который установит за свой счёт оборудование во всех трамваях, троллейбусах и маршрутках, произведёт карточки, установит аппараты по их пополнению. Такой конкурс прошел и на нём был всего один участник, который неожиданно для всех победил. Это одесская компания «ГЕРЦ», которая уже много лет занимается коммунальными платежами в Одессе и получает свою комиссию. «ГЕРЦ» предложил устроить электронный билет за скромную комиссию в 8,75% от цены каждого билета. В целом на оборудование в Одессе нужно около 5-7 миллионов евро. Рынок пассажирских перевозок – около 1 миллиарда гривен (около 37 миллионов евро) в год. 

Договор заключается эксклюзивно (то есть разорвать его не получится) на 12 лет. Вот и считайте. Ребята окупят инвестиции в первый год-два и дальше будет стабильный доход. В Харькове на аналогичном конкурсе победитель предложил сделать всё за 6%. Но дело даже не в высокой комиссии. 

 

Я изучил договор, который предлагается заключить горсовету. В этом договоре «инвестор» предлагает городу на первом этапе определить пассажиропоток на каждом маршруте. А дальше поделить все маршруты на два вида. В «социальных» маршрутах, где пассажиров мало, оставить просто сбор комиссии с каждого билета и передачу её перевозчикам (горэлектротрансу и владельцам маршруток), а в «популярных» предлагается определить фиксированный тариф на один рейс (поездку трамвая или маршрутки от конечной до конечной) и платить её перевозчику независимо от числа пассажиров. В этом режиме маршруткам не будет смысла устраивать гонки, подбирать пассажиров на каждом углу, а только следовать графику движения. 

Это круто. Но! Получается, что на «популярных» маршрутах «инвестор» электронного билета будет получать больше, чем 8,75% с билета. Они продадут билеты, соберут свою комиссию, заплатят перевозчикам фиксированную стоимость за каждый рейс и еще останется. Куда идут эти остатки в договоре не говорится. Поэтому я призываю депутатов горсовета не голосовать за утверждение этого договора, когда его вынесут на сессию. И призываю ЕБРР не утверждать текст этого договора. 

 

А вообще по-хорошему конкурс надо провести заново без дискриминационных требований, чтобы были участники из других городов и стран тоже. И ни в коем случае победитель не должен распоряжаться деньгами перевозчиков. Он должен собирать свою комиссию за каждый билет и тут же отправлять деньги перевозчику. А уже если и останутся какие-то остатки, то ими должна распоряжаться мэрия. Например, дотировать за их счет «социальные» маршруты.