Document
Увольнение Ройтбурда: почему это пощёчина Одессе и одесситам

Вообще-то за Ройтбурда переживать не стоит. Он в конце концов, наконец-то, снова займётся в полную силу тем, что он любит больше всего – писать шедевры. А вот у Одесского художественного музея будущее видится не столь радужным. Да и за город обидно, за Одессу.
 


Вообще-то не стоит переживать за Александра Ройтбурда. Наверное, его даже можно поздравить с тем, что его сняли с должности директора Художественного музея. Потому что у Ройтбурда всё будет хорошо. У него-то и было всё хорошо, но вот музей… Директорство не лучшим образом отобразилось на Александре, ему постоянно досаждали депутаты Оппоблока, Саутенковы все эти, сильно затрудняя деятельность и мешая процессам, которые начали наконец-то происходить при новом руководителе. Все это лишние нервы и негативные эмоции. А Ройтбурд – художник прежде всего. Состоявшийся художник, уже давно вписавший своё имя в историю украинской культуры. Да, Ройтбурд продолжает писать, он ни на секунду не останавливает свой творческий процесс, и всё же музей забирает много сил и энергии. При этом, как известно, всю свою смешную (в денежном эквиваленте) директорскую зарплату он отдавал на нужды музея.
 

Так зачем же Ройтбурду музей? 

У Ройтбурда были довольно амбициозные планы на музей. Прежде всего, он видел в нём «культурный магнит национального значения», который может влиять и создавать культурную среду. «Хочу, чтобы музей стал местом для общения, которое будет аккумулировать и вырабатывать содержание», - так выглядела главная идея концепции музея по Ройтбурду, который хотел сделать из него своеобразный культурный хаб с образовательным и издательским центрами. В любом случае, директорское кресло Ройтбурда стало уникальным прецедентом в Украине, когда именитый и публичный художник занял место чиновника и начал влиять на культурную ситуацию не только города, но и страны.


У Ройтбурда всё получилось. Мало того, у него получилось реализовать все планы в кратчайшие сроки. Буквально в течение года музей действительно полностью реформировался, превратившись в мощную культурную точку на карте города. В музей потекли инвестиции, были отремонтированы помещения, меценатство, наконец, стало нормой. Выставки, события, концерты, лекции, прогрессивный менеджмент, рост доходов музея увеличился втрое. Не это ли надо городу?
 

Что надо городу?

Да, именно это. Но не только. За полтора года правления музеем Ройтбурд наглядно показал, что музей может быть современным и интересным прежде всего для молодежи. Музей может быть «модным местом», «продвинутым». Музеем можно хвастаться, им можно гордиться. Причем не только его коллекцией. Музей стал символом изменений к лучшему. Он вдохновляет своим примером. Он показал, что даже бесконечно совковое и бюрократическое учреждение можно превратить в музей европейского формата. Музей стал обязательным местом посещения для туристов. Никто и не знал, что так можно было сделать. И все было хорошо, мероприятия музея распланированы чуть ли не на всю осень. И тут перед самым открытием выставки знакового художника Сомова, одного из самых ожидаемых культурных событий сезона, Облсовет увольняет Ройтбурда с должности директора музея.
 

Что надо Облсовету?

Неизвестно. Точнее, известно – снять Ройтбурда надо Облсовету. Любыми путями. Им абсолютно без разницы, что Одесса лишается одного из немногих культурных магнитов, которые здесь ещё имеются. Им совершенно насрать на то, что художественный музей при Ройтбурде стал наконец-то действительно прибыльным. Им вообще всё равно, что это жирный минус для туризма, прежде всего внутреннего, украинского. Их совсем не интересует, что музей стал для Украины уникальным, а главное успешным примером власти известного художника. Нет. Это всё им не интересно. Им интересна лишь желчная месть мелочного человека без какого-либо намека на культурное воспитание. Обратите внимание на результат голосования: 51 депутат проголосовал за увольнение, 3 воздержались и 3 против. Это позор. Это полный провал Облсовета. Это абсолютная победа жлобства над здравым смыслом. Это пощёчина всем одесситам, это пощёчина культуре города, это пощёчина европейскому вектору страны. Пощёчина образованности и цивилизации от бескультурья и невежества.
 

Так что за Ройтбурда переживать не стоит. Он в конце концов, наконец-то, снова займётся в полную силу тем, что он любит больше всего – писать шедевры. А вот у Одесского художественного музея будущее видится не столь радужным. Да и за город обидно, за Одессу. Музей здесь был одним из немногих действительно крутых культурных центров притяжения. И в целом, за Украину тоже обидно – все же вся страна следила за реформатированием Одесского музея. И, что важно, все видели, что эксперимент удался! Что всё можно сделать, было бы желание. Но нет. Оказалось, нет. Оказалось, что мы по-прежнему живём в царстве жлобства, ханжества и невежества. Это не Одесса. Это – Жлодесса.
 

51 человек проголосовал за увольнение, трое были против, трое воздержались, а 25 человек не голосовали вообще.

 

В связи с принятием этого решения одесситов приглашают на митинг к зданию ОГА, который пройдёт в субботу 7 сентября. 

 

Начало в 10 утра. Пароль – Верните нам Ройтбурда.