Document
Улучшит ли новый закон о парковках дорожную ситуацию в Одессе?

28 марта президент Петр Порошенко подписал закон № 5364 о реформировании сферы парковки. Положение начнет работать в конце сентября и обещает в значительной степени улучшить дорожную ситуацию в украинских городах.  Закон будет проходить еще определенную доработку в Киеве и вступит в силу 27 сентября. Водителям, тем не менее, уже стоит привыкать к тому, что теперь нарушитель практически наверняка не останется безнаказанным.


Согласно новому закону, фиксация нарушения будет возможна и в автоматическом режиме, то есть на фото или видеокамеру. Кроме того, теперь в составе муниципалитетов будут создаваться службы, сотрудники которых, так называемые парковочные инспектора смогут также штрафовать невнимательных автовладельцев.

 

По замыслу законодателей, эти меры позволят «расчистить» от неправильно припаркованных автомобилей ключевые перекрестки и транспортные развязки в городах. Таким образом в выигрыше окажутся все. Потому что число пробок в городах должно стать значительно меньше, а средняя скорость движения автомобилей – гораздо выше.

 

Введение закона влечет за собой несколько ключевых новшеств:

 

  1. У нас на улицах появятся парковочные инспекторы. Они будут наделены полномочиями полиции, но только в том, что касается фиксации нарушений парковки и выписки штрафных квитанций.

  2. Нарушение правил парковки теперь возможно будет фиксировать на фото и видеоносители, которыми будут располагать инспекторы и полицейские.  

  3. Для того чтобы установить нарушение, достаточно будет двух фотографий места неправильной парковки. После этого инспектор или полицейский может распечатать штрафную квитанцию. В ней не указывается имя нарушителя, но будет номер авто и ссылка на сайт, на котором можно будет увидеть фото с нарушением. Закон предусматривает создание информационного портала, где будут размещены данные обо всех подобных нарушениях.

  4. После того, как квитанцию из непромокаемой бумаги разместят на лобовом стекле автомобиля, инспектор через систему МВД получает данные о владельце транспортного средства.

  5. Также нарушения смогут фиксировать стационарные камеры, расположенные на улицах города. Данные от них будут поступать в центры обработки информации, где полицейские смогут точно также назначать штрафные санкции, но только после третьего эпизода неправильной парковки.

  6. Виновным считается владелец автомобиля, даже если за рулем был другой человек. Оплатить штраф может как собственник, так и тот, кто на самом деле находился за рулем.

  7. Владелец, с согласия водителя, может зафиксировать в центре информации МВД данные о том, кто является фактическим пользователем авто. В таком случае уведомления о штрафах будут приходить ему.

  8. В законопроекте предлагается установить сумму штрафа в 20-кратном размере от стоимости одного часа парковки. В Одессе это может составить от 100 до 300 грн.

  9. В случае оплаты за десятидневный срок ― размер штрафа уменьшается вдвое. В случае отсутствия платежа через месяц ― на него накладывается 100% пеня. Еще через месяц штраф взимается в судебном порядке. Автомобиль может быть арестован до оплаты.  

  10. За парковку на местах для людей с инвалидностью начисляется штраф в размере стоимости одного часа парковки. Естественно, только если место занято без оснований.

  11. На платных парковках первые десять минут остаются бесплатными. С помощью видеофиксации инспектор может отследить превышение данного периода и выписать штраф в размере оплаты за час стоянки.

  12. На платных парковках водитель штрафуется, если у него на лобовом стекле не оставлен талон об оплате.

  13. Эвакуация автомобиля также происходит без присутствия водителя. Инспектор или полицейский ― в случае особо грубого нарушения, если автомобиль явно мешает дорожному движению ― вызывает эвакуатор. Данные о нарушении фиксируются на сайте также, как и обычные штрафы. Сам процесс эвакуации обязательно снимается на видеоустройство.

  14. Эвакуация происходит только в случае, если произойдет особо грубое нарушение. Таких случаев в законе предусмотрено семнадцать. Речь идет о парковке в два ряда, на трамвайных переездах, о сужении проезжей части до ширины менее чем в две полосы и о некоторых других.

  15. Водитель получает свое авто назад после оплаты штрафа, эвакуации и стоянки на штрафплощадке.

Сергей Черноиваненко, транспортный эксперт

 

Нарушения правил парковки ― одна из ключевых проблем всех современных городов. У нас машины ставят в два ряда, на трамвайных рельсах, вблизи пешеходных переходов, на тротуарах и во многих других неположенных местах. В Одессе, наверное, самым вопиющим примером является перекресток Дерибасовской и Екатерининской. Там же еще и останавливаются грузовые автомобили, которые доставляют товары в магазины. В итоге, на дорогах остается совсем мало рядов основного потока, и движение в часы пик становится почти невозможным.

 

Необходимость данного закона давно уже назрела и это тот случай, когда законотворчество осуществилось в интересах общества в целом. В проигрыше останутся лишь водители, которые привыкли пренебрегать правилами дорожного движения.

 

Наши законодатели не стали изобретать велосипед, а просто пошли вслед за мировой практикой. В большинстве стран нарушения фиксируются с помощью фото или видеокамер и, как правило, эти функции возлагаются на сотрудников муниципальных служб.

 

Во многих западных фильмах можно видеть как квитанции о штрафах просто кладутся под «дворник» на лобовое стекло или приходят по почте на дом.

Константин Емельянов, урбанист

 

Закон, безусловно, нужный и прогрессивный. Не знаю точно, насколько сильно он поможет улучшить ситуацию в Одессе, но позитивный сдвиг однозначно будет.

 

Единственное, что у меня вызывает некоторый пессимизм, так это участие в процессе нашего одесского муниципалитета. Я знаю, что горсоветы некоторых других крупных городов активно лоббировали принятие закона о реформе сферы парковки. Но Одесса в этом отношении занимала выжидательную позицию. У нас это, скорее всего, будет очень медленно, очень коррупционно ― с минимальной эффективностью и максимальным выхолащиванием сути закона.

 

Если же все будет реализовано в наших худших традициях, то можно будет прогнозировать примерно следующее. Вместо создания единой структуры Одесса будет поделена на зоны, каждая из которых пойдет «на откуп» каким-то конкретным, приближенным к горсовету структурам. С парковочными инспекторами можно будет «договориться» и значительная часть штрафов уйдет мимо городского бюджета. Тем не менее, даже при таком положении вещей ― будет чуть лучше, чем сейчас.  

 

В этом вопросе я бы скорее рассчитывал на полицию и на ее новые полномочия (фиксировать нарушения с помощью видеоустройств).

 

Кроме того, этот закон сам по себе не решает насущного вопроса трансформирования дорожного хозяйства. Даже если машины станут правильно останавливаться ― мест для их расположения все равно в центре города больше не станет, и дороги не станут шире. При нынешнем отсутствии в Одессе наземных и подземных паркингов, состоянии дорожного полотна и прочих трудностях ― ситуация хоть и изменится в лучшую сторону, но до полного предотвращения транспортного коллапса все равно будет еще далеко.

Владимир Караваев, заместитель руководителя Координационного совета в Общенациональном форуме безопасности дорожного движения

 

Закон, безусловно, полезный, хотя не без некоторых недостатков. Я общался с его авторами, и они прямо мне говорили, что еще будут дорабатывать отдельные положения. В частности, довольно неопределенно прописан статус «инспектора по парковкам», и уточнение его полномочий пока будет отдано на откуп муниципалитетам.

 

Можно сказать, что первые пару месяцев уйдут на то, чтобы проверить его действие в реальных условиях. Положение активно обсуждается в прессе, но все равно, когда оно реально заработает, для многих водителей в новинку станет его конкретное применение. Думаю, в течение года все станет на свои места, и можно будет конкретно говорить об эффективности.

 

Это важный прецедент, до сих пор автоматическая фиксация нарушений в Украине не практиковалась. Надеюсь, что в дальнейшем действие этого способа распространится и на другие ситуации ― превышение скорости, в частности. Банально, но это путь всех цивилизованных стран. В наш век необходимо сокращать влияние человеческого фактора и больше доверять технике.

Андрей Вареник, адвокат

 

Этот закон предполагает «кнут», но не «пряник». Для полноценного функционирования современного города необходимо не только запрещать неправильную парковку и эффективно штрафовать за нее. «Пряником» могло бы быть расширение городской автомобильной инфраструктуры, необходимость в которой также уже назрела и даже перезрела.

 

Многие водители успеют подготовиться к новым реалиям. Но некоторым, увы, понадобится пара-тройка штрафов, прежде чем они привыкнут парковаться правильно.

 

В проигрышной ситуации останутся также владельцы автомобилей с неопределенными правами. То есть те, кто продали машину «по доверенности». Или те, кто ввозили транспорт под номерами стран Евросоюза на собственное имя и передавали во владения другим лицам. Таким «предприимчивым» гражданам придется теперь более прозрачно фиксировать права собственности. Ведь после фиксации нарушения без водителя, штрафные квитанции придут на дом тому, кто владеет машиной де-юре.

 

Уверен, через некоторое время новые схемы, той или иной степени законности, будут найдены.

 

Правовую неопределенность также создает недостаточно четко зафиксированное положение о деятельности парковочных инспекторов. Ведь человеческий фактор всегда создает возможность для субъективных трактовок, проще говоря ― для коррупции. То есть договоренностей о «решении вопроса» за пол-цены или треть-цены. Впрочем, при желании, в законе можно предусмотреть и это. Например, исключить техническую возможность для удаления инспектором фотографий с устройства. Или обязательную работу видеокамеры на груди сотрудника в течение всего рабочего дня.

Петр Обухов, основатель службы такси «Бонд»

 

Один из подводных камней закона, это так называемая презумпция невиновности. Из-за нарушения данного принципа Конституционным судом была отменена предыдущая попытка провести подобное новшество. Водитель наказывается, хотя его физически нет на месте, и достоверно неизвестно, кто именно припарковался неверно.

 

Тут можно воспользоваться опытом Германии или Польши. В этих странах автовладелец имеет срок две недели, чтобы доказать, что это не он находился за рулем. Если же убедительные аргументы не найдены, считается, что именно номинальный собственник автомобиля является ответственным за нарушение.

 

В том, что касается реализации закона, я в большей степени полагаюсь на полицию, чем на одесский горсовет, который также будет иметь возможность организовать команду инспекторов по парковке. Но наш муниципалитет и ранее не особо стремился использовать все возможности для нормализации движения в городе. Очень помогли бы антипарковочные столбики, которые мешали бы ставить машины на тротуарах и газонах. На тех участках, которые уже отведены в городе под парковку, можно было бы нанести четкую разметку, которая помогала бы водителям аккуратнее ставить свои транспортные средства.

У горсоветов страны будет 180 дней для того, чтобы качественно подготовиться к реализации нововведений. Нужно будет набрать парковочных инспекторов и организовать их работу. На местном уровне муниципалитетам также предстоит принять законодательные нормы, которые не будут противоречить закону №5364. В зависимости от того, как именно городские власти реализуют этот комплекс мероприятий, можно будет догадаться, насколько сильно они на самом деле заинтересованы в преодолении транспортного коллапса на вверенных им территориях.

 

Данный закон вводится не ради пополнения бюджетов переводами со стороны водителей, а для нормализации дорожного движения. Ведь ситуацию на наших трассах уже давно пора спасать. Инфраструктурная отсталость ― это один из главных недостатков наших городов.

Похожие Теги: парковки законопроект дороги
Поделиться:

Похожие материалы