Document
Технологии ХХІ века: почему дорогой ремонт не поможет Приморскому бульвару

Идя по Приморскому бульвару, невольно испытываешь возвышенное настроение. Когда в лицо дует теплый весенний ветер, когда кружится осенняя листва, и когда туманным февральским утром протяжно гудит маяк. Главное — не смотреть под ноги. Там плиткобой, плиткочвяк и плиткошатание. Теперь в Одесской мэрии решили устранить и этот недостаток.


Еще в начале марта Управление дорожного хозяйства просило на эти цели 6 млн грн. Тогда бюджетная комиссия Одесского горсовета отазалась выделять деньги до тех пор, пока не будет проекта и понимания, какую площадь  планируется ремонтировать. И вот, такой проект появился, а с ним и тендерный договор на сайте госзакупок Prozorro. Торги состоятся уже 12 апреля. Стартовая цена - 10 миллионов 729 тысяч 927 гривен. Площадь ремонта — 6335 кв. метров (это примерно 40% пешеходной части бульвара). Закончить работы требуется до конца 2022 года.

Что не так с  прекрасной плиткой?

Свое современное мощение Приморский бульвар приобрел в 2008 году, но плитка на нем трещит отнюдь не от времени. Совсем рядом, на открытом прошлой осенью бульваре Жванецкого, можно увидеть те же проблемы: кое-где плитка шатается под ногами, а в нескольких местах её уже сняли.

Геолог и краевед Дмитрий Жданов связывает это с некачественной укладкой:

 

«Где-то плохо выровняли поверхность, там начала скапливаться вода, — вот плитка и зашаталась. Всегда нужно смотреть, где после дождя образуются лужи. Там и стоит ожидать разрушений», — рассказывает эксперт.

Впрочем, проблема может носить и более системный характер. Как отмечает Жданов, суглинки, на которых построена Одесса, из-за обводнения могут сжиматься на 40%. Поэтому из-за грунтовых вод местами могут возникать провалы и усадки. По мнению инженера-дорожника Павла Бурдейного, проблемы для плитки могут создавать именно они:

«Поскольку под Приморским бульваром уложены толстый слой щебня и цементобетонная подушка, то на поверхности усадка пород может выглядеть как малозаметные ложбины.  Их уже достаточно для того, чтобы плитка начала ломаться. Обратите внимание, что проблемы с плиткой наблюдаются не в парке Победы или в районе стадиона «Черноморец», а именно здесь, на кромке склона», — считает Павел Бурдейный.

Между тем, сегодня на одних участках Приморского бульвара нет ни одной поломанной или шатающейся плитки, на других — почти ни одной целой. Хуже всего состояние покрытия рядом с памятником Дюку, а также неподалеку от Воронцовского дворца.

 

С учетом происходящего, можно было бы использовать на Приморском бульваре покрытие покрепче. Толщина существующей плитки — 40 мм. Она обычная, не армированная. Менять её будут на такую же плитку, уложенную на идентичное покрытие. Поэтому не исключено, что и результат будет таким  же: поломанная плитка уже через несколько лет.

Деньги есть — бери лопату

Тротуарная плитка толщиной 40 мм продается в диапазоне от  250 до 400 грн за метр. По цене 400-500 грн можно заказать уже армированную плитку. Разумеется, её еще нужно привезти, выгрузить, и уложить. Перед этим следует уложить подстилающий слой щебня, бетона и песка. В общем, метр тротуара может стоить до 1000 грн.

 

А теперь факт: согласно имеющейся документации, ремонтируемый метр Приморского бульвара обойдется в 1693 грн и 60 коп. И это притом, что часть старой плитки предлагается оставить, — речь идет о 2745 кв. м (43% площади ремонта).

 

В общем, смета проекта вызывает вопросы. Как и логика. Например, на 1729 кв. м бульвара предлагается демонтировать старое цементобетонное покрытие, чтобы затем сделать такое же, только по новой. 

Допустим, финансовые вопросы лучше оставить на суд профессиональных сметчиков, а технические — выпускников Одесского автодорожного техникума. Но как быть с тем, что город собирается потратить почти 11 млн грн на капитальный ремонт части Приморского бульвара, используя при этом технологии, не оправдавшие себя на практике? 

В техническом задании нет ни единого упоминания о применении арматуры, которая могла бы противостоять провалам, либо армированной плитки, которая бы лучше справлялась с нагрузкой. Вполне возможно, что в ближайшие 10-15 лет станет вопрос о капитальном ремонте уже всего Приморского бульвара. Вот почему сегодня к его ремонту следует отнестись ответственно и строить «на века», а не на ближайшие 12 лет.