Document
Строительный комитет в Старой Одессе: почему он срочно нужен сегодня

Строительство всегда была важной составляющей жизни Одессы. Но вот только и 100, и 200 лет назад городские власти, тоже желающие жить в комфортном городе, понимали, что этот процесс нельзя пускать на самотёк. И работа тогдашнего Строительного комитета как раз доказывает, что сегодня беречь Одессу мешает не отсутствие полномочий, а полное равнодушие.


После того, как Франц де Волан создал план Одессы, началось и грандиозное строительство не только порта, но и самого города. И в том, каким он оказался заслуга не только отдельных зодчих, но и Строительного комитета, который начал свою работу в 1804 году. Иначе вся застройка могла бы быть куда более хаотичной и даже непредсказуемой. И сегодня, когда в Одессе нет независимой организации по координации и наблюдению за строительством, мы это точно знаем. И именно Городской Строительный комитет занимался не только осуществлением градостроительной политики, контролем за работой подрядчиков и качеством возводимых построек, но и не позволял «проникнуть» безвкусному влиянию в творчество местных архитекторов. Согласитесь, такого Строительного комитета, тщательно фиксировавшего появление каждой новой постройки, нам сегодня однозначно не хватает.

Любопытно, что в городском архиве существует фонд «Одесского строительного комитета» - первые его документы относятся к 1800 году. Это уникальная коллекция чертежей, выкопировок и планов конкретных зданий, улиц, площадей, мостов и парков Одессы. Именно благодаря этим документам и при наличии желания есть шанс успешно заниматься реставрационной работой и учиться планированию. Ведь, оказывается, 200 лет назад одесские власти куда лучше представляли себе, как создавать комфортный город.

К декабрю 1803 года в Одессе проживало почти 16 тысяч человек, а в прибрежной части было выстроено около 300 зданий. А с устройством Строительного комитета процесс строительства стал куда более упорядоченным. И судя по основной его функции, он нам в Одессе срочно нужен. Речь здесь о «размежевании земельных участков и выдача разрешений на строительство частным лицам, утверждении планов архитекторов на производство построек по заказам домовладельцев и фасадов домов, наблюдении за ходом строительства; рассмотрении жалоб и претензий собственников, отбирании прав на земельный участок в случае его незастроении в срок; организация торгов на подряды и прочее».

В штат комитета под председательством герцога де Ришелье вошло восемь членов: комендант, надзирающий за производством работ, инженер-полковник, карантинный и таможенный инспекторы, городской голова, два члена от купечества, имеющего в Одессе торговые заведения, и казначей, избранный от городского общества. Отчёты о расходуемых суммах Комитет обязан был предоставлять напрямую в Государственное Казначейство. Кстати, первым инженером-полковником был немец Егор Ферстер, а первым городовым архитектором – неаполитанец Франц Фраполли.

 

Кроме вышеназванной основной функции Строительный комитет постоянно занимался и благоустройством Одессы. И практически всё дальше перечисленное необходимо нам и сегодня – закладка тротуаров, переходов и шоссе, мощение и освещение улиц, разбивка парков и садов, отвод водостоков, укрепление балок, устройство колодцев, галерей, арок, городских часов, первых памятников и всё прочее, что украшало город и делало его удобным и приятным для проживания. А в 1870 году при Городской думе было сформировано хозяйственно-строительное отделение, и в результате Комитет был упразднён. Но тем не менее в Одессе оставался городовой архитектор и даже архитекторы районов – изначально территория города была поделена на четыре части, за каждую из которых отвечал назначенный Комитетом архитектор. Сегодня же в Одессе нет даже главного архитектора, а, как бы равносильный этой должности, исполняющий обязанности начальника департамента архитектуры и градостроительства по факту не имеет никакого влияния на градостроительную политику Одессы.