Document
Секрет Зоар: как снять независимое кино в Одессе

23 мая Одесской киностудии исполнился 101 год. В этот раз в связи с карантином большого праздника не вышло. Да и легендарная киностудия, к сожалению, уже не та. Но, как бы там ни было, в Одессе по-прежнему снимают фильмы. Рассказываем о том, как снять независимое кино на улицах нашего города. 
 


Многие одесские фильммейкеры, мечтая о Голливуде, занимаются всё же съёмкой корометражек. Не потому что так хочется, а в силу слабых финансовых возможностей. И вот мы задались вопросом, возможно ли в Одессе снять полнометражное кино, не прибегая к услугам Киностудии и Госкино? Как найти средства для съёмок и что сделать, чтобы зритель тебя увидел?
 

Кинопродюсер Игорь Раздорожный, в активе которого полнометражный фильм «Секрет Зоар» с оценочным бюджетом в 10 миллионов долларов, полагает, что Киностудия скорее исполняет роль музея, нежели производственной студии.
 

К сожалению, на Киностудии нет рабочей обстановки. Вроде и место хорошее в плане городского расположения. Но созданный на месте павильон имени Веры Холодной, который призван объединять киношников для свершения новых проектов, неудачный. Это коробка, в которой тяжело дышать. Ладно, допустим, местные еще стерпят. Но туда же приглашают иностранных фильммейкеров всё время, и во время кинофестиваля в том числе. Вот не получается там созидать процесс и всё.

Кино «Секрет Зоар», премьера которого состоялась в «Терминале 42» в 2016 году, Игорь Раздорожный и режиссёр Владэк Занковски снимали четыре года. Изначально фильм не имел одесской прописки, и задумывался как израильский проект с ивритоговорящими актерами. Это выглядело логичным, принимая во внимание центральный элемент ленты Книги Зоар – главного источника еврейского учения Каббала. А там, где каббала, там и мистика, и чудеса. Вот и путешествует главный герой фильма по вехам истории, начиная со второго века до наших дней, перевоплощаясь каждый раз в новых персонажей. Однако далее фильм захотели снимать на английском. Но главный актёр, будучи русскоязычным, отмёл такую идею, сославшись на дисгармонию с языком Шекспира, поэтому фильм решили в итоге снимать на русском языке. Помимо израильских натурных съемок, большая часть картины была снята в Одессе.
 

Мы были первым русскоязычным фильмом, который за три месяца собрал запрашиваемую сумму на американской краудфандинговой платформе Kickstarter. Тогда мы просили 50 тысяч долларов, хотя понимали, что нам нужны миллионы. Поэтому на эти деньги мы сняли качественный трейлер и уже дальше искали новые деньги для съёмок, показывая спонсорам этот самый трейлер. Это лучшее объяснение для людей, куда мы собираемся вложить их деньги.

Каждый раз, когда какая-либо киностудия озвучивает бюджет своего фильма, она, как правило, имеет виду оценочный бюджет. То есть, речь идёт не только о реальных деньгах, которые были выделены на съёмки картины, а по большей части о номинальной ценности всего, что вошло в кадр. От тюбика с тональным кремом, который гримёр мог приобрести за свои средства, включая, к примеру, торшер, который родственники приобрели за свой счет, и заканчивая таксистом, который по своей доброте подвозил актеров на съёмочную площадку, не требуя с них денег.  
 

Мы договорились с одной известной маркой одежды, которая предоставляла свою линейку нам на время съёмочного процесса. Для нас это престиж и большая экономия средств. Но в конце дня мы садились и включали стоимость костюмов в бюджетную ведомость фильма. Во многом именно поэтому бюджет «Секрета Зоар» и дошёл до десяти миллионов долларов. Нас очень часто выручали. В чистых деньгах мы даже не считали сколько потратили

Независимым украинским фильмам, снятым без государственной поддержки, тяжело попасть в кинотеатры. Квоты для них не предусмотрены, а кинотеатры не хотят рисковать. Поэтому выручают западные видео-хостинги и онлайн-кинотеатры, которые охотнее проявляют интерес к украинским фильмам, нежели кинотеатры в Украине. 
 

Я пробовал разные компании. Всюду отсылал трейлер, постер и описание, в котором объяснял, чем и почему фильм хорош. Наш фильм попал на Amazon. Далее, меня попросили залить фильм на их сервер. Им понравилось, и они взяли его. Я не боялся, что фильм украдут или сделают с ним что-то плохое, потому что компанией, которая находит фильмы для Amazon, руководит Клаус Бадельт – немецкий композитор, автор музыки к «Пиратам Карибского моря.

Онлайн-кинотеатры предпочитают почасовую оплату – создателям фильма платят за каждый час, который зритель потратил на просмотр той или иной картины. В Европе за час просмотра Amazon платит от шести до пятнадцати центов. В Латинской Америке – от шести до пятидесяти центов. В Австралии – до двадцати пяти. В США – от пяти до десяти центов. 
 

Чем дольше смотрят твой фильм и чем чаще его досматривают до конца, тем выше шанс заработать не шесть, а десять центов в США, например. Или пятьдесят где-нибудь в Перу.

Фильм «Секрет Зоар» находился на Amazon два года, и принёс своим создателям деньги, которых хватило, чтобы снять восьмиминутный тизер новой картины «Иллюзия контроля». В этот раз решили не собирать деньги на Kickstarter, так как на платформе появились именитые режиссеры, и с ними просто трудно тягаться. Самый лучший способ для финансирования фильма, по мнению Раздорожного, на сегодняшний день это заключение партнёрских соглашений с различными фирмами, которые как минимум смогут за счёт предоставления своей продукции сэкономить значительную часть расходов. 
 

Однако даже в условиях существующих онлайн-кинотеатров и стриминговых сервисов, самый лучший способ собрать кассу, это выйти в кинопрокат. А лучшей поддержкой до сих пор остаются реклама на телевидении и постоянная информационная подпитка в прессе. И уже после кинопроката, фильму обеспечена благоприятная судьба на тех же стриминговых сервисах. А мы стараемся не падать духом и эту судьбу максимально развивать

Будем надеяться, что когда-то Одесса возродит своё киношное прошлое и фильмы, снятые в нашем городе, будут показывать на больших экранах. А фильммейкерам нужно будет искать интересные сюжеты, а не деньги на производство. А пока предлагаем посмотреть трейлер на новый фильм Игоря Раздорожного и Владэка Занковски «Иллюзия контроля».