Document
Сделать Одессу удобным городом: фантастика или реальность

Одна из проблем Одессы, которую можно было решить за последние годы, на первый взгляд кажется не особо важной. Но с другой стороны, власти наш город презентуют как туристический, а значит отсутствие современных остановок, оснащённых информационными табло, указателей и адресных табличек недопустимо. Рассказываем об элементарных способах сделать город удобным и дружелюбным.


Более пяти лет назад в Одессе начали устанавливать стеклянные остановки, выполненные практически в едином стиле (подороже в центре и его окрестностях, подешевле в других районах). Так как остановка в городе - это один из ключевых элементов ориентирования и для горожан, и для туристов, логично было бы параллельно с обновлением конструкций добавить им немного информативности. Но этим до сих пор не обеспокоились. Впрочем, в Одессе в таком положении все составляющие системы ориентирования, в том числе указатели и адресные таблички. И это позор для любого города, особенно того, который позиционирует себя как туристический.

Даже коренной житель города порой ищет взглядом хоть какой-то ориентир, чтобы понять, где он в данный момент находится, куда и как именно ему двигаться дальше. Что уж тут говорить о туристах. Чтобы люди быстро находили необходимую информацию глазами, а не задавая вопросы водителям, прохожим и гуглу, создаются городские системы ориентирования. Это совокупность указателей, табличек, информационных табло, карт и прочих средств, которые помогают определять местоположение, прокладывать пешеходные и транспортные маршруты. 

 

При помощи системы ориентирования город говорит с людьми, показывает себя и свои сервисы. Когда эта система продумана и правильно реализована, люди не блуждают в поисках нужного им адреса, экономят время, используя оптимальные маршруты, могут планировать свои передвижения по городу. Она не просто «ведёт» человека из точки А в точку Б, но также дает представление об устройстве города и его основных достопримечательностях. Вот только в Одессе единой продуманной и подстроенной под нужды горожан системы ориентирования нет. И это делает наш город неудобным в использовании и недружелюбным к гостям. Давайте по пунктам разберем, что не так с городской «навигацией», ориентированной на пешеходов. 

Остановки

 

На многих одесских остановках уже несколько раз заменили разбитые вандалами стекла, но большинство из них все так же лишены каких бы то ни было опознавательных знаков. В результате такие остановки совершенно растворяются в череде уличных объектов и начинают выполнять только одну функцию – укрывают людей от дождя и ветра. Хотя важнейшее задание остановки – это информирование пешеходов и автомобилистов. Именно поэтому в местах, где расположение павильона или навеса невозможно из-за ширины тротуара, все остальные атрибуты – название, расписание маршрутов, время прибытия транспорта и прочее – присутствуют обязательно. Конечно же, это не об одесских реалиях – у нас всё наоборот. 

 

Остановка как часть системы ориентирования должна отвечать на три главных вопроса: где? что? и когда?

 

Где?

 

Какая это остановка? Название (желательно с дублированием на латиницу) должно быть видно по ходу движения пешехода по тротуару (то есть с торцов остановки), а также из окон проезжающего общественного транспорта (со стороны дороги). Кстати, старые одесские остановочные комплексы с фронтальной стороны всегда были подписаны. Синие буквы на белом фоне были хорошо различимы, контрастировали с козырьками.

А вот примеры Лондонской и Сеульской остановок. На первой название вынесено на торцы, по ходу движения пешеходов и транспорта. На второй – название размещено по центру и обращено к дороге, при этом оно дублировано на латиницу. Кроме того, указаны предыдущая и следующая остановки, а также направление движения. 

Что?

 

Какой транспорт здесь останавливается? Единственным стандартным носителем информации о номерах маршрутов в Одессе являются знаки остановки (бело-синие табло). И есть сразу несколько проблем, связанных с ними. Во-первых, они крайне редко совмещают информацию о нескольких видах транспорта. Чаще всего это отдельные знаки «остановка троллейбуса», «остановка трамвая», «остановка автобуса». Именно поэтому на табло «проспект Небесной Сотни» указана лишь информация о 12-м троллейбусе, хотя здесь проходят ещё три маршрутки (№№121, 191, 149) и автобус № 25. Такая же история на углу улиц Филатова/Космонавтов. На табло – 12-й троллейбус, а по факту – ещё четыре маршрутных такси, информации о которых нигде нет.

 

Во-вторых, руководствуясь целью «уберечь от вандалов», размещают эти табло часто на такой высоте, что рассмотреть на них что-либо не представляется возможным. 

Аналогичные табло в Сеуле всегда расположены на уровне человеческого роста и содержат информацию обо всех маршрутах данной остановки. 

Когда?

 

В какое время транспорт начинает и заканчивает работу, какой интервал его движения, время прибытия? Всё это помогает людям в передвижениях по городу. На тех же бело-голубых табло частично есть такая информация, но насколько она соответствует действительности? Не будем вспоминать о многострадальном приложении отслеживания транспорта и электронных табло на Старосенной, – уровень их пользы в городской системе ориентирования близится к нулю. Как и уровень пользы схем маршрутов, любезно размещенных на некоторых остановках. 

 

Например, зачем человеку, находящемуся на остановке «пл. Тираспольская», нужна полная схема городских трамвайных маршрутов? Ещё и схема, которая не дает ни малейшего представления о географии города (обратите внимание, что линия «Пересыпский мост – Центролит» на карте идёт параллельно Французскому бульвару). Схема, на которой названия остановок написаны мелким шрифтом под разными углами. А чтобы найти точку, обозначающую данную остановку, нужно приложить немало усилий. Вариантов таких карт маршрутов в городе несколько, но ни одну из них нельзя назвать удачной.

Как и в случае с туристическими табло-картами, на которых обычно изображена лишь часть города, которую человек может обойти пешком, остановка не должна информировать обо всей транспортной сети сразу (только представьте себя, как бы тогда выглядели остановки в Токио). Информация должна предоставляться по мере движения человека, дополняя уже полученную ранее. 

Указатели

 

Указатели информируют людей о названиях улиц, направлениях к ключевым достопримечательностям города, к вокзалу, общественным уборным, паркам, побережью… Они отражают основные потребности пешеходов в городе и формируют их маршруты. Этот вид городской навигации очень популярен в мире (на фото - примеры из Оттавы и Сеула). Часто он работает не только на пешеходов, но также на автомобилистов и других участников дорожного движения. Главное – расположить их так, чтобы видно было всем.

Нет ничего проще в плане исполнения и ничего лучше в плане ориентирования в городе, чем указатели на углах и перекрестках. В центре Одессы с этим всё более-менее. Стилизованные под старину указатели хоть и немного теряются на пестром фоне, но в границах исторического ареала это им простить можно, особенно если в скором времени все вывески приведут в соответствие с дизайн-кодом, а количество рекламы и машин в центральной части Одессы уменьшится. 

 

Вот только город и потребности людей в ориентировании не ограничиваются центром. Чем выше дома и чем дальше они от пешеходной зоны, тем больше необходимость в дополнительных к адресным табличкам ориентирах. Поэтому таких указателей очень не хватает на Черемушках, Таирово и в Суворовском районе. Причем не только указателей с названиями улиц, но также с направлением и расстоянием до общественных уборных (в Одессе найти их можно либо случайно, либо благодаря интернет-картам), ключевых достопримечательностей (у нас принято оповещать о местонахождении Оперного театра лишь автомобилистов).

Адресные таблички

 

Одессе пора основать музей адресных табличек. Старинные, советские, современные; белые, желтые, золотые, синие; на русском, украинском, на двух языках, с дублированием на латиницу, с ошибками… Они отражают полное отсутствие понимания того, что нужно человеку для успешного ориентирования в городской среде.

Во-первых, нужен единый стиль. Можно много спорить о художественной ценности тех или иных табличек, но не менее важно их единообразие. Стиль может меняться от района к району, но не от дома к дому в рамках одного квартала.

Во-вторых, нужен единый подход к их размещению: на какой высоте, на каком участке фасада, на каждом расстоянии друг от друга… Важно понимать, что вид и расположение адресных табличек очень зависят от типа застройки. Они всегда должны помогать человеку ориентироваться, поэтому если дома расположены в глубине квартала, уместно, как в Лондоне, выносить такие таблички на ограды или в качестве отдельно стоящих табло на пешеходных зонах. А если застройка высотная и хаотичная, как, например, в Сеуле, то названия улиц (жилых комплексов) и номера домов уместно писать очень крупным шрифтом прямо на фасадах.

Городские карты

 

Карты, размещенные на специальных отдельно стоящих табло (иногда интерактивных) – это очень распространенный элемент системы ориентирования в городе, особенно если речь идет о туристических районах. Они помогают построить пешеходный маршрут на сравнительно небольшом участке города и добраться до ближайших достопримечательностей. Такие карты есть во Львове, Ивано-Франковске, Ужгороде. В последние годы им на смену приходят электронные табло, где кроме карты можно изучить факты из истории, узнать, где можно поесть, какие события будут происходить в ближайшее время и многое другое. На фото – информационные табло с картами в Лондоне, Сеуле и Ужгороде. А следом – уже интерактивные табло в Ужгороде и Трускавце.

В Одессе таких табло очень не хватает на железнодорожном вокзале, а также в центре города. Кстати, вокзал – это досадное белое пятно в плане навигации. Указателя «Выход в город» явно недостаточно, если учесть, что три выхода из вокзала (на Привокзальную и Старосенную площади и улицу Среднефонтанскую) рассчитаны на разные направления дальнейшего передвижения. Но эту информацию приезжающие могут узнать только из своих смартфонов или от прохожих. 

 

К большому сожалению, среди всех проблемных вопросов городской навигации в Одессе громче всех обсуждается переименование улиц и проспектов. 

Читайте также: