Document
С Олимпа без тормозов: интервью с велотуристом Александром Лариным

 

Сегодня, когда открыты все границы, вместо того чтобы долго выбирать тур подешевле, мы можем выбирать способ перемещения, который подходит именно нам. Один из самых непростых, но очень увлекательных вариантов ― велосипедный туризм. Поговорили с путешественником Александром Лариным о прелестях и сложностях велопоходов, о том, куда можно отправиться и какими качествами нужно обладать, чтобы получить удовольствие и вернуться целым и невредимым.


 

Расскажи, что тебя побудило отправиться в путешествие на велосипеде?

 

Наверное, все началось с моего брата. Он начал всю эту историю. Он давно мечтал поехать в велопоход куда-то далеко и готовился очень долго ― год, как минимум. В 2017 году он полетел на Сицилию с велосипедом. Объехал вокруг Сицилии ― там уже где-то около 1000 километров было, ― но этого ему показалось мало. Тогда он поехал дальше по Италии ― до Рима, оттуда полетел в Варшаву, где он живет, а из Варшавы уже на велосипеде в Одессу. Здесь мы встретились и я подумал, что тоже с ним хочу.

 

 

И ты без подготовки сразу поехал в Европу или вы сначала выезжали на короткие дистанции?

 

Нет, мы сначала выезжали недалеко, за Одессу. Ездили в сторону Белгород-Днестровского. Летом потренировались немножко. Подготовились, собрали всякое снаряжение...

 

 

А в чем заключается тренировка и подготовка?

 

Ну, смотря на какое расстояние ехать. Мы, допустим, проезжали по сто километров за один день. Утром выезжаешь, вечером возвращаешься. В принципе, для неподготовленных людей это много. Если ты способен проехать трассу здоровья хотя бы два раза, а лучше три — то, я думаю, ты уже почти готов. Кстати, некоторые не знают, что трасса здоровья продолжается и за Аркадией. Можно ехать значительно дальше, по фонтану, по-моему, до самой 16 станции. Можно повторить это много раз и тогда точно проедешь такую дистанцию. Потом будешь долго отдыхать, конечно. Пару дней будет все болеть. Совсем другая ситуация, когда тебе нужно каждый день проезжать по сотне километров в течение долгого времени, тут уже посерьезнее надо готовиться.

 

Наверняка есть какие-то вещи, без которых велотуристу никак нельзя отправиться в путешествие?

 

Совсем нельзя без необходимого минимума инструментов. У тебя должен быть набор шестигранников для ремонта, набор для того чтобы заклеить камеру, если она лопнула. Кроме того, не помешает иметь с собой запасную камеру, насос — какие-то стандартные вещи. Аптечку всегда с собой стоит брать. Небольшую, но я имею в виду не велосипедную, а именно медицинскую аптечку. Смотря куда ты едешь, опять же, и где собираешься ночевать. Если ты едешь на несколько дней и будешь ночевать в гостиницах, хостелах, то тебе для сна ничего не нужно. Совсем другой вариант, если ты будешь ночевать в палатке где-то под открытым небом. Тогда тебе нужно все это с собой везти: палатку, спальный мешок, каремат. Это все очень усложняет. Привязываются специальные велосумки на багажник, в которые складывается все снаряжение.

 

 

Путешествуя таким образом, можно неплохо сэкономить.

 

Конечно, в Европе хостелы и отели дорогие, по сравнению с нашими. Потому это существенная экономия — ты не платишь за ночлег.

 

 

Где ты успел побывать?

 

Первый мой многодневный велопоход был из Украины через Словакию в Польшу. Следующий был вокруг Кипра, а самый большой был из Португалии до Италии.

 

 

Сколько денег в среднем уходит на путешествие?

 

На поход из Португалии в Италию ушло около 1200$ за полтора месяца. Сюда включены все расходы: авиабилеты туда-обратно, проживание, питание. Мы жили в палатке, но иногда ночевали в хостелах, очень редко. Когда ночуешь в палатке, есть тоже разные подходы. Можно ночевать в диком месте на полянке, а можно ночевать в кемпинге. В Европе обычно запрещено просто так ставить палатки, где угодно. В некоторых странах можно, если договориться с владельцем земли и получить у него разрешение. Изредка можно даже без разрешения — на срок не более суток. Но обычно это не разрешено. Поэтому приходится прятаться. Чтобы тебя не заметили заходить поглубже в лес, либо останавливаться в кемпингах за деньги. Мне не всегда интересно в кемпингах ночевать — там шумно, много людей, дети какие-то бегают... Поэтому мы ночевали чаще в диких местах. Периодически останавливались в кемпингах, чтобы постирать вещи, сходить в душ, отдохнуть. И совсем редко останавливались в хостелах.

 

Сложный был маршрут?

 

Поход из Португалии в Италию был самым длинным. Мы проехали 2250 километров за 35 дней. Он был самым большим по длительности. А поход по Кипру у нас был самым сложным. Мы там поднимались на гору Олимп. Там тоже есть Олимп. Её высота около 2000 метров. Мы заехали на нее на велосипедах за 5 часов. Было очень неожиданно, что так получилось быстро, но это невероятно тяжело. Ты едешь с очень маленькой скоростью. Можно катить велосипед рядом и будет та же скорость — такой крутой постоянный подъем. Мы ездили в Январе. На Кипре была средняя температура воздуха 17-18 градусов тепла, светило солнышко — было довольно комфортно. А вот на вершине горы выпадает снег и там даже есть горнолыжный курорт. Мы решили подняться и прокатиться еще и на лыжах, мы ради этого туда и ехали так упорно. В итоге нас ждал не снег, а сильная буря и гроза с дождем. Последние километры мы доезжали уже вечером в темноте, абсолютно мокрые. Потом дождь перешел в мокрый снег. Мы доехали до отеля и там заночевали. На следующий день дождь не закончился, а стал только сильнее, но нам пришлось спускаться вниз, мы не могли позволить себе ждать, пока погода улучшиться, т.к. самолет был через день и мы бы просто не успели вернуться в аэропорт. И мы поехали вниз под ледяным дождем, температура была где-то +1. У тебя деревенеют руки — тяжело нажимать на тормоза, в обуви плещется вода, вся одежда промокает насквозь. Мы пытались кутаться в какие-то куртки и плащи, но это не помогло. Это, пожалуй, был самый экстремальный момент.

 

 

Не заболели после этого?

 

Брат не заболел, а у меня долго болели колени. Потому что сначала большая нагрузка была, а потом переохлаждение. Несколько месяцев не мог ездить на велосипеде. Конечно, это было весьма экстремальное решение, но это было очень здорово.

 

 

Вы путешествовали на горных байках?

 

Горный байк предназначен скорее не для того чтобы подниматься в высокие горы, а для того чтобы ездить по бездорожью, в том числе по горам, по крутым дорогам, по дорогам с ямами и камнями. Для этого у него широкие покрышки и специальные амортизаторы. Мы с братом любим путешествовать по асфальту. Для этого используются шоссейные либо туристические велосипеды. Мы любим ездить далеко, много чего смотреть, а если ездить по грунтовкам — далеко не уедешь. На Кипре отличные дороги, мы поднимались и спускались по асфальту.

 

А что бы ты порекомендовал посмотреть в наших краях? Куда есть смысл выбираться на велосипеде из Одессы на один-два дня?

 

Я бы посоветовал проверенный мной вариант. Сесть на электричку до Белгород-Днестровского и доехать, например, до Затоки. Там выйти и дальше ехать вдоль моря в сторону Сергеевки. Доехать до Лебедевки и так же назад — через Белгород-днестровский — на электричке в Одессу. Там очень интересно, там есть места, в которых не многие одесситы вообще бывали. И удобно то, что ты туда не едешь все время по трассе, где очень много машин, а катаешься себе вдоль моря и получаешь удовольствие.

 

 

А если в целом по Украине?

 

Тогда можно в Карпаты. По украинским дорогам долго ехать неинтересно, так что туда тоже есть смысл добираться на поезде. Советую ехать на поезде Одесса-Ужгород, допустим, до станции Славское, там выходить. Там есть отличный подъемник на гору Высокий верх. Вообще это лыжный подъемник, но он работает летом и там можно подниматься с велосипедами. Потом с этой горы можно съехать по дорожке вниз, а можно покататься по горному хребту, который там начинается, и, опять же, вернуться назад к подъемнику. Целый день можно кататься. Кроме того, там есть всякие закусочные сверху. Я там много раз был — замечательный, активный отдых. Плюс из Славского можно поехать по трассе до города Сколе. Прелесть этого маршрута в том, что он займет половину дня и там практически нет машин. Вы будете все время катиться с горки вниз вдоль речки и наслаждаться красивыми видами.

 

 

Выходит, что без дополнительного транспорта не обойтись. А как быть с велосипедом в поезде или, например, в самолете?

 

Дело в том, что в Европе на трассе гораздо безопаснее, и там ситуация немного проще в этом смысле. Водители более дисциплинированные. Когда мы ездили по Испании, доходило до смешного: за велосипедистом, который едет вдоль обочины, не мешая никому, собирается целая череда автомобилей, и они не обгоняют его, а очень медленно едут и ждут, пока не будет вообще ни одной встречной машины, ни одного опасного поворота, ни одного сложного участка дороги. Только тогда они, очень далеко объезжая велосипедиста, начинают обгонять.

 

Что касается транспортировки. У нас, чтобы перевезти велосипед поездом, нужно поместить его в специальный чехол либо обернуть пленкой и положить на третью полку в плацкарте. В купе еще хуже — нужно разбирать, иначе он просто никуда не влезет. В Европе все намного проще. Велосипед не нужно ни упаковывать, ни разбирать. Ты просто ставишь его в специальное отделение и закрепляешь. Иногда даже проводник закрывает дверцу на ключ, чтобы никто не унес его пока ты спишь. В самолете вел по-любому придется немного разобрать. Хотя бы снять переднее колесо. Затем упаковать и сдать в багаж. Обычно покупается отдельное место в багаже на спортивное снаряжение. Кстати, на наших Украинских международных авиалиниях тебе не нужно покупать отдельное место для велосипеда, ты можешь просто взять его вместо багажа, если твой билет в принципе включает багаж.

 

Безопасность и комфорт — это хорошо, но ведь на дороге случаются и форс-мажоры. Вы покупали какую-то специфическую страховку?

 

Да, мы покупали страховку. У страховых компаний есть специальные программы для занятий любительским велоспортом.

 

 

Это обязательная процедура?

 

Сейчас, когда визы в Европу не нужны, тебе вообще ничего не нужно, кроме биометрического паспорта, по большому счету. Поэтому страховка, это скорее для себя. Я сделал, потому что чувствую себя так безопаснее.Это придает уверенность, что если с тобой вдруг что-нибудь случится, то всегда есть куда обратиться за помощью.

 

 

В Одессе потихоньку начинает появляться какая-то инфраструктура для велосипедистов. Как ты думаешь, соответствует ли она хотя бы минимальным запросам?

 

Разумеется, этого очень мало. Смысл велодорожки в том, что она должна помочь добраться из пункта А в пункт Б. Соединять какой-то маршрут. То, что есть сейчас — это просто фрагменты в пределах одного или нескольких кварталов. В Италии, к примеру, мы ехали километров 25 по шикарной дорожке, вдоль лазурного берега, которую проложили на месте бывшей железнодорожной ветки через множество тоннелей. Старое полотно или убрали или куда-то перенесли, я не знаю. А на этом месте теперь удобная широкая веломагистраль без подъемов. Вот такие должны быть велодорожки.

 

 

И последнее: какими качествами нужно обладать, чтобы отправиться в длительный велопоход?

 

Я думаю, что можно выделить три качества: любопытство, упрямство и осторожность. Особенно — осторожность, если вы хотите доехать целым и невредимым до конца.

Похожие Теги: путешествия
Поделиться:

Другие материалы

2440
Чему украинцы могут научиться у племени Масаи?

Поговорили с молодым путешественником Евгением Лата, который успел к 26 годам объехать полмира, поработать видеооператором для National Geographic, прожить год в африканских племенах и вернуться в Украину с бесценным опытом, чтобы строить страну, в которой хочется остаться.

25 июля 2018