
Ришельевская – одна из главных улиц Одессы, четко соединяющая центр и железнодорожный вокзал. Официально появившись на карте Одессы в 1814 году, то есть в год отъезда любимого одесситами градоначальника, она получила название – улица Ришелье, а иногда ее называли Ришельева улица. Но уже в 1820 году городские власти остановились на варианте Ришельевская. Что, впрочем, не удивительно – неказистый домик Дюка и его канцелярия как раз находились на месте сегодняшнего отеля «Моцарт». Там есть и мемориальная табличка, не так давно установленная. Дом, кстати, из-за ветхости разобрали в 1827 году.


Но, понятное дело, в 1920 году не француз Арман-Эммануил де Ришелье был в почёте, а «красный вождь». А потому следующие 74 года улица носила имя Владимира Ленина, который по большому счету конкретно к Одессе отношения и не имел. Разве что, ходят легенды, приезжал несколько раз на лечение на Куяльник. Поэтому возвращение на карты улицы Ришельевской в 1994 году было правильным и логичным.



Ришельевская, как и все улицы Одессы, ведёт свое начало от моря, но только начинается она с третьего номера по нечетной стороне, и с четвертого по четной. А на месте домов, когда-то имевшим номера 1 и 3, сейчас находятся мини-скверы. Они всегда привлекают внимание благодаря высаженым там японским софорам. Про эти деревья ещё шутят, что они растут корнями вверх.

Если встать спиной к главному входу в Оперный театр, можно увидеть самое последнее здание, расположенное на Ришельевской (оно практически стоит уже на Пантелеймоновской). Именно там в 1830 году был открыт Александровский полицейский участок. Место было выбрано не случайно – взобравшись на смотровую площадку, можно было наблюдать за происходящим в центре города, на ближней Молдаванке, Малом Фонтане и Ближних Мельницах. В советское время здание перепрофилировали, но и сегодня оно привлекает взгляды прохожих – такой себе дом на своеобразном островке.



Первые кварталы Ришельевской – это сама элегантность. Каждое здание здесь на своем месте, несмотря на то, что в линию памятников архитектуры вклинились и дома, построенные в советское время. Последние строили в 50-х годах XX века на месте домов, разрушенных во время Второй Мировой войны. Но правильный подход и бережное отношение к самой идее города позволили сохранить общую атмосферу Ришельевской. По какому-то негласному правилу на этой улице всегда царил деловой дух – здесь открывались многочисленные конторы, банковские отделения и серьезные учреждения. О Ришельевской начала XX века прекрасно написал Владимир Жаботинский в романе «Пятеро»:
«... И первое, что возвещало особое лицо этой улицы, были столы менял, прямо тут же на тротуаре под акациями. На столах под стеклом можно было любоваться и золотом, и кредитками всех планет солнечной системы, и черноусый уличный банкир, сидя тут же на плетеном стуле с котелком или фетровой шляпой на затылке, отрывался от заморской газеты и быстро обслуживал или обсчитывал вас на каком угодно языке. Так знакомилась с вами верховная артерия черноморской торговли. Пересекая ее, всегда я бросал завистливый взгляд налево, где с обеих сторон сияли золотые вывески банкирских контор, недосягаемых магазинов, олимпийских цырюлен, где умели побрить человека до лазурного отлива…».





Но не только эффектные здания лучших одесских архитекторов делают Ришельевскую такой очаровательной. Здесь сохранились традиционные для Одессы широкие тротуары, а ровные ряды платанов превращают всю улицу в своеобразную беседку – это, конечно, особенно ощущается с мая по октябрь. Впрочем, в любое время года на Ришельевской, несмотря даже на бесконечные пробки, просто физически ощущается городской простор. И становится понятно, почему Одесса считалась городом, комфортным для людей. В жару широкие и удобные тротуары были спрятаны от солнца кронами деревьев. А жители улицы могли спрятаться от городского гула в своих больших дворах. А фасадные помещения занимали многочисленные конторы. Всё предельно просто и логично.


Здесь же на Ришельевской соседствуют Одесская синагога и Арабский культурный центр. И если первая является восстановленным памятником архитектуры, то второй был открыт в 2001 году. Здание синагоги построено в 1850 году по проекту архитектора Франца Моранди. Но в советское время его передали Одесскому пединституту и использовали для факультета физкультуры. Так, молитвенный зал, к примеру, был превращен в баскетбольный. И только в 1996 году синагога была возрождена.



По сложившейся традиции практически все выстроенные здания стоят стенка в стенку друг к другу, и, несмотря на разную этажность, все они являются как бы единым комплексом улицы. Взять хотя бы доходный дом Голле 1901 года – роскошный и пятиэтажный прекрасно смотрится и самостоятельно, и на фоне более низких соседей.



Есть, конечно, исключения в виде нескольких относительно современных зданий, но одесская классика пока всё же преобладает. Но только на первых восьми кварталах – Ришельевская от Базарной до Пантелеймоновской меняется на глазах. И под большим вопросом сегодня сохранность двух памятников архитектуры – бывших типографии Фесенко и кинотеатра Шостака. На их месте одна из строительных компаний хочет выстроить современные высотки.




Ну и соответственно выглядит последний квартал Ришельевской. Близость Железнодорожного вокзала и Привоза позволяют спокойно использовать здесь сочетание «базар-вокзал»: стихийные точки продаж, аляповатые вывески на фасадах и полное отсутствие того самого шарма Ришельевской. Так же в принципе и с Одессой, которая является одним из самых красивых городов Украины. Но не вся.












