Document
О создании самого противоречивого района Одессы

Про посёлок Котовского ходят легенды – многие из них не самые лицеприятные. Хотя наука статистика говорит обратное. Да и в жизни этого района чего только не было – начать хотя бы с того, что он не должен был быть районом. Но обо всём по порядку. 
 


Одесса – город достаточно компактный. Благодаря этому и лидирует по количеству населения на 1 квадратный километр. Население продолжает постепенно увеличиваться и городу нужно расти. Сейчас Одесса в очередной раз планирует увеличить свою площадь за счет соседних поселков. Так же, как это происходило в 50 х годах, когда город разросся почти в два раза.

 

С первых дней существования и до середины прошлого столетия практически всё население Одессы умещалось в ареале Центра, Молдаванки, Слободки, Фонтана и Пересыпи. К середине 50 х годов XX века количество одесситов достигло 600 тысяч. Чуть ли не большинство которых жили в коммуналках. Они «выросли» из роскошных апартаментов памятников архитектуры. На двадцати квадратных метрах удавалось поместить несколько поколений семьи, домашних животных, мебель и раритетный рояль. О собственном жилье можно было только мечтать. 
 

Первой попыткой решить проблему стало частное жилье. На городских окраинах начали раздавать участки под постройку дома. Те, кто были побогаче использовали эту возможность, и в результате появились большие массивы частного жилья в районе Фонтана. Но это не решало проблему. В 60-х годах в городе начинается строительство спальных районов по типовым проектам. Так, появились Черёмушки и Таирово. Но особо лакомым куском были пустыри по ту сторону одесского залива. Сейчас такого названия как посёлок Котовского не существует официально – есть Суворовский район. Но кого мы обманываем? Посёлок – это Посёлок.

 

В 1962 году на северных окраинах появляется новая промышленная зона завода «Центролит», а ещё дальше на север на берегу Аджалыкского лимана вырос новый порт. Большой промышленный узел нуждался в работниках. Для них было решено выстроить новый городской район. Огромные пустующие территории позволяли развернуть масштабное строительство. Но идею выстроить новый городской район в такой отдаленности от центра поддержали далеко не все. Тогда, согласно генплану, было решено создавать новый район с перспективой развития в город-спутник Одессы – по примеру Черноморска или Южного. Отделиться от города этот район должен был тогда, когда его население достигнет 100 тысяч человек.
 

Первые дома на месте будущего посёлка Котовского появились в 1965 году в районе улицы Героев обороны Одессы. Застройка началась с типичных пятиэтажных хрущёвок. Но уже к началу 70-х годов в Одессе появился завод по производству бетонных панелей для домов нового типа. И панельные девятиэтажки начинают формировать первую улицу нового района - улицу Добровольского. Правда, как-то неожиданно стройка упёрлась в частный сектор, возникший около железной дороги в 60- х. Люди неохотно переселялись из собственных домов в квартиры, пусть и улучшенного по сравнению с хрущёвками, проекта. И около трети частной застройки уцелела. Сегодня эти кварталы называют «золотым треугольником». 
Посёлок рос быстро. За 15 лет сформировались главные улицы района – Заболотного, Марсельская и Днепродорога. После чего начался этап застройки пустырей внутри гигантских кварталов. К началу 80-х годов количество жителей Посёлка превысило 100 тысяч человек, но о выделении в отдельный город уже речи не шло. Половина населения района каждый день ездила на работу в центр города. Кроме того, в погоне за квадратными метрами жилья застройщики не сильно заботились о создании инфраструктуры. На Посёлке не хватало школ и детских садов, магазинов и культурных объектов. Только в 1983 году сюда со Слободки переехала областная больница.

 

В отличие от Черёмушек на поселке не заложили парк. И единственной зелёной зоной оказался небольшой сквер на Добровольского. В 1979 году в нём поставили памятник в честь одесского космонавта Георгия Добровольского. А ко дню космонавтики в сквере открыли кинотеатр «Звёздный» – первая аттракция «на районе». Памятник космонавту оказался не самым удачным – из-за ошибки скульптора фигура несколько раз падала с постамента. Разобрались с этой проблемой своеобразно – для того, чтобы правильно расположить центр тяжести, памятнику стали отбивать ноги.  В итоге баланса достигли только на уровне бёдер. Так и стоит статуя космонавта без обеих ног, по самые бедра в постаменте.

Ещё одной бедой жителей стал транспорт – единственная ветка трамвая, тянувшаяся аж до Центролита, появилась ещё в то время, когда весь Посёлок состоял из одной улицы. Район вырос, а сеть городского транспорта нет. Кроме того, трамвай шёл только до района Пересыпи и ехать приходилось с пересадками. Всё дело в ветке железной дороги, которая соединяла станции Порт и Заставу. Рельсы поезда пересекали улицы и шли в сторону Газового переулка. Из-за оживленного железнодорожного движения пассажиры по 30 минут были вынуждены стоять в пробке перед переездом.  Согласно нормам того времени, городской транспорт не должен был пересекать железнодорожные ветки. По этой же причине на Посёлок так и не запустили троллейбус. Полностью движение поездов перевели на насыпь только к 1985 году, тогда же ликвидировали переезд. Но соединять трамвайный маршруты Посёлка с остальным городом начали совсем недавно в рамках проекта «Север-Юг».

 


В 90-е уже пятая часть одесситов жила на Посёлке и район продолжал расти. Спустя 60 лет с момента основания, бывший новый район обзавёлся полноценной инфраструктурой. Хотя основные проблемы с транспортом всё еще предстоит решать, тут появились рестораны, кинотеатры и торговые центры. Даже первый Макдональдс открыли именно на Посёлке. Район, который задумывался как отдельный город, стал неотъемлемой частью Одессы, какие бы шутки о нём не шутили жители Центра.