Document
Польза, прочность, красота: о том, чего не хватает современной архитектуре Одессы

Большая стройка в Одессе — бич города или его нормальное развитие? Есть ли в Одессе те, кто могут создать что-то кроме высотного стеклянного здания? Какие проекты (смотрите ниже) создают выпускники Одесской строительной академии и почему они остаются в архивах вуза? Об этом и не только поговорили с архитектором и преподавателем Одесской государственной академии строительства и архитектуры Андреем Черненко.


Проблема современной архитектуры сегодня лежит на самой поверхности. И сложно представить, что новые однотипные стеклянные высотки, втиснутые на каждом свободном клочке земли, когда-то смогут вызывать восторг или хотя бы интерес. Для эффекта вау им не хватает ни размаха (если сравнивать с архитектурой Нью-Йорка или Дубая), ни изысканности (в отличие от одесских памятников архитектуры конца XIX-начала XX века), ни надёжности (слишком уж большая плотность застройки в городе с катакомбами и склонностью к оползням). В общем, самое важное требование к архитектуре, которое можно выразить в трёх словах — польза, прочность, красота — игнорируется.

Архитектор и преподаватель Одесской строительной академии Андрей Черненко напоминает прекрасное определение: «архитектура — это третья кожа». Оно вроде как и звучит немного пафосно, а, с другой стороны, ведь так и есть. Есть человеческая кожа, есть одежда, призванная эту кожу защищать, и есть дома, в которых этой коже жить, работать, существовать. Но насколько комфортной может быть жизнь человека в среде, которая направлена на моментальное обогащение нескольких процентов населения (и то не все они живут в Одессе или планируют в Одессе свою жизнь и жизнь своих детей), а не на создание комфортабельных условий для жизни абсолютного большинства горожан?

Так, к примеру, когда-то элитный район Аркадии сегодня называют не иначе как гетто, а на современных скульптурах буквально приходится разъяснять, что «це атланти». И это только начало — стихийное и безвкусное строительство стало главной целью и, одновременно, одной из главных проблем города. Вернее, это даже комплекс проблем — здесь не просто безвкусные здания, но и полное отсутствие инфраструктуры. Вместо скверов, парков, детских садов, школ и даже дорог появляются новые дома, а значит и новые для района люди. И, вроде кажется, что это нормально — город растёт и меняется. Но вот насколько продуманы эти перемены? Естественно, что людям свойственно стремиться к созданию комфорта вокруг себя, и немаловажным аспектом является и та самая третья кожа. Но что-то всё время идёт не так. И это при том, что в Одессе есть прекрасный пример грамотного строительства, есть потенциал для создания комфортной зоны и есть возможность.

Несомненно, глядя на современные одесские здания, у многих появляется вполне логичный вопрос, а остались ещё в этом городе настоящие архитекторы — чтобы со вкусом и пользой для общества? Ведь строительство в Одессе сегодня выглядит (да и не только выглядит) как элементарное желание заработать как можно быстрее. Можно возразить, что жажда заработать у одесситов в крови, ведь первые понаехавшие собственно и стали одесситами, чтобы обогатиться. Вот только, что называется, это две большие разницы — зарабатывать с расчётом на счастливое и комфортное будущее здесь или зарабатывать ради заработка и возможности вытянуть из города последнее и в случае чего помахать ему ручкой. Да, любовь к городу — это то самое отличие. Конечно, не стоит обобщать, но не кажется ли странным, что первыми архитекторами — известными тогда и сейчас — были влюблённые в этот город, но сплошь «понаехавшие» из Италии и Швейцарии, а нынешних, часто коренных, в большинстве своём особенно никто и не знает?

 

И совершенно естественным в такой ситуации кажется предположение, что раз строят такое, то просто некому строить в принципе. Где там та школа, те учителя, те студенты. И вот это предположение является более чем преждевременным. Оказывается, в Одессе есть те, кто знает элементарные истины — есть вуз, есть преподаватели, есть студенты. Мы встретились с Андреем Черненко, чтобы обсудить с ним сложившуюся ситуацию, и у нас есть как хорошие, так и плохие новости.

Из хорошего: в городе действительно есть студенты, которые приходят на леции с горящими глазами — им нравится Одесса, они хотят сохранить её атмосферу, и они знают главные правила архитектора. Впрочем, эти правила, напрочь забытые современными застройщиками, изложены в доступных для любого читателя документах — Афинской и Венецианской Хартиях. Вот, к примеру, два пункта:

 

«65. Исторические архитектурные ценности (отдельные памятники или градостроительные ансамбли) должны сохраняться.

 

Жизнь города — это историческое явление, проходящее через века, воспоминанием о которых остаются памятники архитектуры. Эти памятники придают городу своеобразный характер. Это драгоценные свидетели прошлого, которые со временем приобретают историческую и духовную ценность. Кроме того, в этих сооружениях запечатлены черты наивысшего взлета художественного творчества народа. Памятники являются частью мирового исторического наследия, поэтому необходимо прилагать все усилия для их сохранности сегодня и на грядущие времена».

 

«76. Все, что создается в городе, должно соответствовать масштабу человека.

 

Естественные размеры человека должны составлять основу масштаба всего того, что связано с его жизнью и различными видами деятельности. Это относится к масштабу размеров и площадей, масштабу расстояний, устанавливаемых с учетом естественной скорости передвижения человека, масштабу распорядка дня, увязанного со скоростью ежедневного движения солнца».

Это всего два пункта, но даже ориентируясь на них становится понятно, что в Одессе что-то явно пошло не так. При этом в Одессе есть Строительная академия, в которой учатся будущие архитекторы. Они изучают теорию, ходят на практику и создают свои дипломные работы, многие из которых являются прекрасными образцами современной архитектурой здорового человека. Другой вопрос (и это плохая новость), что эти работы обычно просто оцениваются и уходят в лучшем случае в резюме, а чаще всего просто остаются в архиве вуза. И в этом заключается колоссальная проблема — город, который сделал своим приоритетом строительство, совершенно не интересуется теми, кто может создавать что-то полезное и прекрасное. А достойные выпускники академии в результате либо переквалифицируются в дизайнеров/игровых специалистов/художников-аппликаторов и так далее, либо забудут всё, чему их учили и пойдут «чертить» многоэтажки из бетона и стекла — без пользы, без красоты и сомнительной прочностью. Но стоит ли винить исключительно выпускников? Однозначно, нет. Это проблема куда более глобальна. И об этом говорит Андрей Черненко:

«Я преподаю в ОГАСА четвёртый год, я вижу этих ребят. У них горят глаза, и они хотят создавать что-то качественное и интересное, полезное. Их проекты побеждают на международных и Всеукраинских конкурсах, и многие из этих проектов действительно достойны воплощения в жизнь. В процессе проектирования мы берем за основу ту или иную проблемную точку Одессы, и варианты решения этой проблемы, предложенные студентами, очень часто более достойны, логичны и уместны, чем то, что предлагают застройщики. Но студенческими проектами не интересуются ни на городском, ни на национальном уровне, равно как и этими выпускниками, равно как и преподавателями. И это основная проблема сегодня. Вместо интереса и поощрения — уменьшение финансирования и полнейшее игнорирование»

Андрей Черненко преподает в академии недолго, но уже успел стать преподавателем года и другом своим студентам. Он старается объяснить начинающим архитекторам простые, но фундаментальные истины, без знания которых профессия просто обесценивается. А на нашей встрече Андрей будто пытается оправдаться за то, что он преподаёт в академии. Да, он нашёл себя в профессии и совмещает фактически несколько специальностей. Среди своих реализованных проектов сам автор особо выделяет: одно из первых в Одессе полностью реконструированных зданий под офис компании ТИС (ныне Альфа-банк на улице Ланжероновской), бильярдный клуб «Один», сеть ресторанов «Фанкони», паб «Mick O'Neills» и гостиница «Фраполли», гипермаркет «Фоззи», музей восковых фигур «У бабы Ути». Кроме строительства домов и интерьеров занимается разработкой фирменных стилей, скульптурой, графикой, иллюстративным и прикладным искусством. Написал около десятка сценариев к рекламным и музыкальным клипам, на съёмках которых был занят и как художник-постановщик. Написал книгу для детей. Работает в любой стилистике и технике: рисунок «от руки», живопись, скульптура, компьютерная графика.

Но при этом большую часть своего времени последние годы Андрей отдаёт родному вузу и преподаванию. Но возможно ли исключительно собственным примером убедить выпускников быть настоящими архитекторами — не только с наличием знаний о строительстве, но и ведомыми моралью и чистой совестью? Наверное, нет. Но, тем не менее Андрей показывает несколько интересных проектов своих выпускников и комментирует их:

Архитектор Анна Гаврилюк. Жилой дом с первичным обслуживанием на ул. Дерибасовская. Новое строительство вместо ярмарки, на месте уничтоженной гостиницы «Спартак», ранее «Империал». Замечательное решение «одесской» проблемы, связанной с ориентации улиц: все квартиры, имеют прекрасную инсоляцию.

 

Архитектор Валерия Говорова. Студенческий клуб (ХАБ). Реновация многострадальной фабрики мороженого на ул. Старопортофранковской. Когда-то 2-я женская гимназия, сегодня находится в аварийном состоянии. Без нового функционального наполнения великолепное здание будет продолжать разрушаться. Досконально выполненный проект.

 

Архитектор Анастасия Лендюк. Музыкальная школа на основе реновации и реконструкции доходного дома. Блестящая и смелая работа.

 

Архитекторы Александр Мудрак и Михаил Вещун. Жилое и офисное здания на пересечении ул. Тираспольской и ул. Асташкина. Новое строительство. Идеально вписанная в историческую застройку современная архитектура.

 

И это только четыре из нескольких десятков проектов, которые ежегодно создаются в академии. Они могут вызывать разные эмоции – и положительные, и не очень – и это нормально. В идеальном мире проекты новых зданий, тем более в исторической части города, должны попадать на конкурс. После их оценки компетентным жюри имеет место дискуссия. И в результате выбирается лучший проект. Визуально лучший для города и качественно лучший для горожан.  Но пока, к сожалению, всё не так. Хотя есть в Одессе те, кто мог бы помочь городу, делая его современным и безопасным, но при этом сохраняя его индивидуальность. Есть.