
Мы подготовили для вас материал в котором расскажем о новом поколении, поделимся мнением экспертов и родителей, касательно влияния социальных сетей на жизнь подростков. А также затронем тему фактчекинга и «смертельных челленджей».
Кто же такие зумеры?
К поколению Z относят людей, родившихся с 1995 года. Но тут важно отметить, что рожденные в промежутке с 1995 по 2000 могут также относится и к миллениалам (поколение Y) или же иметь черты, характерные для обоих поколений. Это зависит от окружающей среды и социальных условий, в которых рос человек.
Зумеры верят в равенство и отсутствие дискриминации. Они выросли в разных семьях, с более разнообразным сочетанием этнических групп и размытыми гендерными ролями.
Для поколения Z равенство важно не только в обществе, но и в медиасреде. Что приводит к таким понятиям как «институт репутации». Тут стоит говорить не только о разрыве отношений между крупными компаниями и знаменитостями «запятнавшими» свою репутацию. Ярким примером может стать тот факт, что звезду любой величины могут просто «заканцелить» в интернете, разрушив ее карьеру.
Влияние соцсетей становится все более значимым в современной жизни. По сути, любой человек, будь то случайность или же четко продуманная стратегия, может стать известным на весь мир опубликовав одно фото или пост. Точно также соцсети могут и разрушить, все, что строилось годами, если комьюнити посчитает те или иные действия человека неприемлемыми.
Поколение Z буквально всегда на связи, они активно используют мессенджеры и соцсети для связи с друзьями и близкими. Согласно отчету Goldman Sachs, поколение Z проводит около 10 часов онлайн каждый день. Они также испытывают потребность чувствовать связь не только с друзьями, но и с остальным миром через социальные сети.
Концентрация и учеба
Преподавательница английского одной из одесских школ Екатерина считает, что учебный процесс с приходом гаджетов изменился кардинально.
Екатерина обратила внимание на то, что современные подростки практически все свободное время проводят в соцсетях, что никак не способствует учебному процессу.
По ее словам, ученики перестали запоминать информацию, считают что это не нужно, если ответ на все можно получить в Google.
«Сейчас наблюдаю все чаще, что учиться им становится в принципе не интересно. Нет ни одного любимого предмета или хотя бы чего-то, что они изучают с удовольствием. Тотальное нежелание что-то делать. Я не думаю, что можно выделить что-то из плюсов соцсетей, но точно могу сказать, что они очень отвлекают от учёбы», — рассказала преподавательница.
Екатерина также обратила внимание на то, что дети постоянно заняты просмотром ленты или играми, что не дает возможности нормально воспринимать и анализировать информацию.
«Ребята перестали читать книги, нормально общаться между собой. Они обсуждают чужие фото и видео из интернета. Все свободное время проводят в телефонах. Стало сложно концентрировать их внимание, особенно учителям постарше. Которые, к слову, пытаются не отставать от молодёжи по части соцсетей и меседжеров», — поделилась Екатерина.
Когда появляется зависимость и как ее распознать?
Психологиня Лейла Гасанова рассказала о том, как распознать зависимость от социальных сетей у детей.
По ее словам, интернет-зависимость — распространенная проблема современности. Зачастую она сопровождается потерей интереса к реальной жизни и отказом от общения с друзьями в пользу интернета. Также дети начинают жить в виртуальном мире: находят там себе друзей и единомышленников, без причины блуждают интернет-страницами.
«Главным признаком интернет-зависимости является длительное пребывание ребенка в сети и конфликт с родителями в ситуации запрета или сокращения времени пользования», — рассказала Лейла Гасанова.
Все это влияет на снижение успеваемости и на отношения со сверстниками и родителями.
Психологиня выделила несколько вещей, которые могут сигнализировать об опасности:
-
Ребенок сидит в интернете больше 4 часов в день.
-
Раздражается в ситуации запрета на пользование гаджетом.
-
Отказывается общаться с друзьями в пользу интернета.
-
Без причины часто перелистывает свою страницу в соцсети.
-
Не контролирует время проведенное в интернете, игнорирует сроки времени установленные родителями.
-
Обманывает близких о реальном времени пребывания в Интернете.
-
Не занимается хобби, а играет в интернет-игры.
-
Пользуется интернетом как средством борьбы со стрессом.
-
Не уделяет должного внимания обучению, так как постоянно занят интернетом.
-
При первой возможности (перерыв между уроками, ожидание обеда и т. д.) заходит в соцсети.
Но также Лейла Гасанова подчеркнула, что гиперопека и гиперконтроль являются вредными для построения здоровых взаимоотношений с ребенком.
«Отношения между родителями и ребенком должны базироваться на доверии, поэтому читать личные сообщения ребенка не стоит, ведь если он узнает об этом родители потеряют главную составляющую доверительных отношений», — объяснила психологиня.
Она также обратила внимание на то, что с ребенком следует говорить о безопасности в интернете и возможных рисках. Среди них: груминг, секстинг, сексторшен. Взрослым необходимо объяснять детям последствия тех или иных действий в интернете.
Родителям подростков психологиня посоветовала предложить ребенку вместе скорректировать настройки в соцсетях. Например: закрыть аккаунт, не позволять незнакомцам добавляться в друзья и т. д.
«Важно помнить, что контроль родителей в виде чтения переписки ребенка не защитит его от возможных рисков, а доступная информация об интернет-безопасности может спасти психическое состояние и жизнь ребенка. Помните, в зону интернет-опасности попадают именно те дети, которые не имеют доверительных отношений с родителями», — подчеркнула Лейла Гасанова
Специалистка призвала родителей сконцентрироваться на построении доверительных отношений с ребенком, тогда у него не будет повода искать друзей в интернете для принятия его личности.



Мама двух девочек подростков Татьяна поделилась, что считает, что в соцсетях не будет ничего опасного, если родители объяснят ребенку, что может нести потенциальную угрозу.
«Если ребенок знает, что такое хорошо, а что такое плохо, он не будет подвергать себя опасности. И это касается не только безопасности в интернете. Если объяснить ребенку, что может с ним случиться после того, как он выпьет лекарство без показаний к этому — никакой модный челлендж не заставит его это делать. С детьми просто нужно говорить!» — подчеркнула Татьяна.
Она также добавила, что социальные сети могут стать отличной площадкой для творчества и помочь ребенку выражать себя и свою творческую энергию, учиться принимать критику или находить единомышленников.
Юлия же, которая воспитывает мальчика, высказалась, что, по ее мнению, до 16 лет детям «нечего делать в TikTok, Instagram и т.д.». И, как пример, привела историю с отравлением двух девочек в Киевской области, которые якобы посмотрели видео в одной из соцсетей с призывом попробовать медицинский препарат.
Опасные челленджи
История, которая произошла с двумя школьницами в Боярке вызвала широкий резонанс. Однако действительно ли девочки выпили «Дротаверин» из-за видео в интернете?
Информационная кампания Института развития региональной прессы, которая направлена на противодействие дезинформации и информационным вбросам «По той бік новин» провела исследования и не нашла ни одного ролика в Instagram или TikTok, где бы пользователей призывали принимать медицинские препараты.
«Об этом написали чуть ли не все СМИ, а телеканалы отсняли сюжеты о "новом смертельном челлендже". Нас насторожило, что ни одно СМИ не привело примеров тех видео, которые призывают или заставляют детей пить таблетки», — отметили в «По той бік новин».
В родительских чатах в различных мессенджерах периодически появляется информация о новых «смертельных» играх/челленджах/вакцинах/вирусах подставьте, все что угодно вашей фантазии. Сообщения же о том, что на детских площадках раскидывают «шприцы со СПИДом» уже давно стала классикой и лидирует в списке страшилок более 10 лет, как бы страшные соцсети не пытались ее вытеснить.
В действительности же мы не нашли ни одного случая, когда подобная информация подтвердилась бы.