Document
«Поэзия — это неспетая песня без музыки»: интервью с Ваней Якимовым

 

Полные залы на выступлениях и восторженные комментарии в соцсетях — что еще нужно, чтобы считать современного поэта успешным? Искренние и добрые стихи. Поговорили с киевским автором, Ваней Якимовым, о его поэзии, о критике и психотерапии.


 

Сейчас в Одессе происходит много больших литературных мероприятий. И я возьму на себя смелость предположить, что вы не участвуете ни в одном из них. Точно так же, как не участвует Быков или Полозкова, которые сейчас тоже ходят по улицам Одессы. Если мы говорим о медиках, поварах, айтишниках или любой другой профессии, большие конгрессы и конференции — это возможность зарядиться на год вперед. Почему тогда в литературной тусовке это не работает? Поэтам это не нужно?

 

Человеку из тусовки, наверное, нужно. Но я ведь не вхожу в нее.

 

 

Почему?

 

Не знаю. Во-первых, до сих пор не уверен в её существовании. Во-вторых, если допустить что она существует, меня туда не принимают, я туда и не стремлюсь. Я не знаю, что из этого первично, что вторично. Но мне это не надо и все.

 

 

Как вы тогда наполняетесь?

 

Да никак не наполняюсь, живу себе обычной жизнью. Этот процесс наполнения у меня не отделен от всех остальных процессов жизнедеятельности, я не могу его никак выделить, ограничить как-то, объяснить, что вот это вот наполнение.

 

 

Ваша поэзия очень персонализирована. Нет ли риска того, что вашим читателям будет непонятно то, что вы описываете?

 

Конечно, такой риск есть. Да и не только он, миллион есть рисков, но я не обращаю на них особого внимания, ибо волка бояться — в лес не ходить. Если я буду задумываться о том, понравится ли мое блюдо или не понравится и сильно поэтому поводу переживать, зачем тогда вообще творчеством заниматься. Творчество само по себе — риск. Это вызов, который ты принимаешь. Поэтому я его принял и пишу.

 

Вы говорили, что никаких новостей вы не читаете, телевизора нет, ноутбука нет.

 

..уже есть. Купил перед Новым годом.

 

 

И как?

 

Отлично. Друзья советовали взять мне макбук, я посмотрел на цену...и купил один из самых дешевых другой марки, и очень им доволен. У него есть одна главная функция — блокнот.

 

 

Зачем вам такой большой блокнот?

 

Если серьёзно, то есть задачи, которые нужно выполнять в тех же соцсетях исключительно с компьютера.

 

 

Вернемся к новостям. Насколько вам вообще интересны посторонние люди, то общество, в котором вы живете, и изменения, которые происходят в мире?

 

Я слежу за событиями, но только постольку поскольку. И у меня есть ответственность перед близкими людьми, перед любимыми людьми, я должен понимать, что вообще происходит, и хоть как-то соприкасаться с реальностью. Поэтому новости иногда я читаю, просто для того, чтобы ориентироваться — можно ли выходить сегодня на улицу или лучше остаться дома.

 

 

А нужна ли поэту активная позиция, политическая или какая-либо другая?

 

Не знаю, каждый сам себе определяет. Кому-то может быть и нужна. Я вам не скажу за всю Одессу. Каждый сам решает, о чем ему писать, что ему интересно, какую тему он хочет раскручивать.

 

 

Но ведь это не обязательно должно быть в стихах, просто поэт, имея влияние на многих людей, может проговаривать свою позицию относительно того или иного вопроса.

 

Проговаривать где и кому? Я считаю, что это как актеры в театре. На сцене они в своей роли. Если актер играет солдата Швейка, он играет солдата Швейка в определенном времени, в определенных обстоятельствах, в определенном костюме, а не самого себя вечером на кухне с женой. Спустился со сцены — пожалуйста, делай, что хочешь. Но зрители купили билеты и пришли, чтобы увидеть солдата Швейка, а не слушать твои байки про взятие Бастилии.

 

 

А что делать тогда со срывами концертов из-за личной позиции артиста? Это ведь сейчас очень популярно. Как в таком случае разделять творчество и собственные взгляды?

 

Концерты, насколько мне известно, отменяются только в связи с нарушениями определенных законов. Поэтому всё что мы с вами можем сделать это стараться их не нарушать. Вообще законы лучше не нарушать, ибо это в любом случае несёт за собой последствия.

 

Поэзия — это несказанная речь, неспетая или неуслышанная песня без музыки.

 

Ваня, как вы пишете, у вас есть какая-то ежедневная рутина?

 

Скажу так, ежедневной рутины нет, но все это, безусловно, труд. Который занимает много времени, много сил, эмоций, энергии. Не могу сказать, что это рутина, от которой хочется побыстрее избавиться, дождаться шести часов вечера и забыться в баре. Но это труд, который иногда утомляет.

 

 

Во многих интервью вы негативно отзываетесь о критике: «если вам не нравятся мои стихи — не читайте». Но если мы говорим о критике профессиональной, а не просто критиканстве, она направлена на то, чтобы улучшать работы автора. Что вы тогда имеете ввиду, когда говорите, что не приемлете критику?

 

Давайте не путать критику с эмоциями. Что касается эмоций, конечно, я стараюсь следить за всеми отзывами, комментариями и пожеланиями. Они важны, ибо эти люди присутствуют на моих концертах,тратят на меня свои силы и внимание, и это элементарные правила приличия, я должен учитывать их мнение. Но критиковать, технически, по существу, не только мое творчество, а стихи вообще, могут только специалисты. Как у Грибоедова: «А судьи кто?». В тех случаях, когда я сталкивался с авторитетными для себя людьми, и когда я прошу дать мне какую-то оценку или они сами как-то отзываются о моих стихотворениях, я всегда прислушиваюсь очень внимательно и стараюсь следовать их рекомендациям.

А, как вам кажется, само наличие соцсетей, где любой может с одной стороны покритиковать, а с другой — выставить свое произведение, это влияет на качество поэзии?

 

Мы живем в прекрасное время, которое позволяет моментально делиться созданным стихотворением, песней, фильмом, чем угодно с огромным количеством людей. Но законы соцсетей, как мне кажется, очень справедливы. Чем лучше работа, тем лучше и шире она расходится, тем популярнее человек становится. Если произведение, по вашему мнению и мнению еще тысячи человек неудачно, то оно не уйдет далеко. Его увидит какое-то ограниченное количество пользователей, следующее стихотворение этого же автора увидят еще в два раза меньше людей, третье стихотворение увидят сотни.

 

 

Зачем вам в эпоху соцсетей понадобилась книжка?

 

Ты сочиняешь два года стихи, а результат где? Ну, там, в соцсетях можно посмотреть, полистать. А с книгой сразу понятно — ее можно потрогать, пощупать. Она является материальным результатом твоей работы за какой-то определенный период времени. Похоже на то, как в школе после каждой четверти нам выдавали табель с отметками.

 

 

Вы когда-то говорили, что иногда у вас возникает желание бросить поэзию и заняться чем-то другим. Что вызывает такие желания и как сейчас вы это все чувствуете?

 

Сейчас у меня меньше времени для таких мыслей, потому что у меня больше концертов, дел, сопряженных с творчеством. Однако я не исключаю, что через какое-то время прикроется вдохновение, и нужно будет искать другую работу. Я скажу вам честно, весной я был на собеседовании на хорошую позицию, и даже прошел все этапы. Причем я не скрывал свою деятельность, это не был обман, скорее проверка собственных сил, проверка собственной профпригодности и попытка договориться с работодателем о каких-то особых условиях. Но мы не договорились.

Мы живем в прекрасное время, которое позволяет моментально делиться созданным стихотворением, песней, фильмом, чем угодно с огромным количеством людей.

 

Это было что-то инженерное?

 

Сопряженное с инженерией.

 

 

Вопрос, который меня всегда интересовал. В ваших стихах очень много личного. И вы пишете не только о себе, но и о своих любимых. И я не думаю, что вы звонили кому-то из своих бывших со словами: «Я сейчас в фейсбук закину стих про тебя, ты не против?». Как они к этому относятся, вы получали когда-то фидбек?

 

Фидбеки получаю редко, ибо все это творчество. Нужно понимать, что это параллельный мир, не все это стопроцентная правда. И мои близкие понимают, что в каких-то моментах я осознанно сгущаю краски, применяю какие-то художественные обороты.

 

 

Многие считают, что поэзия сродни психотерапии. Если не можешь что-то с самим собой выяснить, напиши это на бумаге. У вас это работает так?

 

Да, я согласен с тем, что когда мы выпускаем из себя эмоции через рифму или музыку, нам становится легче. Я пишу в том числе и для этого, оно же во мне сидит, просится  наружу.

 

 

А как вы для себя определяете, что такое поэзия?

 

Наверное, это то, что я не смог сказать в разговоре, выразить, сформулировать. Не успел, не хватило слов, концентрации. Поэзия — это несказанная речь, неспетая или неуслышанная песня без музыки.

Похожие Теги: поэзия
Поделиться:

Другие материалы