Document
Почему нельзя уничтожать здание типографии Фесенко

Пока возле здания типографии Фесенко идут чуть ли не настоящие бои между представителями застройщиков и активистов, решили напомнить вам, кем был Ефим Иванович и почему эта часть Одессы заслуживает быть сохранённой.


Здание типографии Фесенко было выстроено в псевдорусском стиле – редком и нетипичном для Одессы. Одно только это предполагает бережное отношение к памятнику истории. Но для одесских застройщиков сегодня имеет значение только возможность разрушить до основания и возвести что-то новое, высокое и чаще всего негармоничное. А ведь с этим зданием связан целый пласт истории, посвящённой типографскому и издательскому делу.

 

Здание, известное под названием дом Александра Шнеля было построено по проекту Ивана Козлова в 1841 году. А спустя чуть больше сорока лет его выкупил под типографию Ефим Фесенко, и по его задумке здание было перестроено под типографию. В 1899 году к дому был надстроен третий этаж, но даже сейчас по фотографиям понятно, что эта надстройка очень логично вписалась в общий образ и самого здания, и улицы, на которой оно находится, и самой Одессы.

А вот личность Ефима Ивановича достойна отдельного рассказа. Родился он в 1850 году в селе Головеньки на Черниговщине в семье бедных козаков. Но с самого детства его тянуло к книгам и образованию. Уже в Одессе Фесенко вспоминал, как, будучи совсем маленьким, он познакомился с продавцом книг, который ходил по домам. Тогда мальчик очень просил маму купить ему книжку. Но вопрос стоял жёстко – цена книги соответствовала цене ужина всей большой семьи, и, естественно, Ефим остался ни с чем. И вот тогда в его душе зародилась мечта создавать книги, которые могли бы позволить себе абсолютно все. И в неполные 19 лет он, взяв с собой немного денег на еду, он пешком дошёл до Нежин, а потом и до Киева. Но тянуло его в Одессу, которая на тот момент куда более продвинутым городом. Вся жизнь Фесенко будто наполнена случайностями, но, судя по всему его вела мечта. В Одессе он на всякий случай заглянул в довольно известную тогда типографию Францова, и неожиданно даже для себя был принят на работу, о чём с гордостью писал родителям.

 

Через несколько лет Фесенко стал не просто сотрудником, но партнёром Петра Францова. А дальше задумался и об открытии собственного дела. Первая открытая им типография находилась на Греческой, но не устраивала полностью своего владельца. Поэтому выбор пал на здание по Ришельевской, 47 – дом Шнеля. Проведенная реконструкция полностью соответствовала архитектурным нормам того времени, и типография была открыта. Рассказывали, что тогда вместо цветов и тортов гости принесли заказы печати для типографии.

Но чем же особенно славилась типография Фесенко? Да, она была максимально современная на то время, а Фесенко стал одним из первых работодателей, кто ввёл восьмичасовой рабочий день для всех своих подчинённых. По воспоминаниям современников, Ефим Иванович каждого своего сотрудника знал в лицо и по имени, помнил про именины каждого, оплачивал свадьбы работников и всегда был готов оказать финансовую поддержку. И сотрудники типографии платили ему взаимностью и преданностью. А после того, как часть из них с началом Первой мировой войны были мобилизованы, Фесенко выплачивал их семьям гонорары ушедших на фронт кормильцев. Все работники заведения Фесенко были застрахованы в Одесском страховом обществе. Но даже не личное отношение к подчинённым стало его выдающейся особенностью.

 

С детства Фесенко мечтал, чтобы у каждого человека была возможность купить себе книгу и при этом не остаться без обеда. Поэтому в его типографии выходили как очень дорогие, подарочные книги – с золотым теснением и в красивом переплёте – так и самые в прямом смысле копеечные экземпляры. Причём издавали в типографии всё, что можно было напечатать: жития святых, описания храмов, повествования о чудотворных иконах, повести, рассказы, поэтические произведения, народный эпос и фольклор. Но в издательском деле особенно типография Фесенко прославилась печатанием икон – благодаря массовым тиражам он расходились по всем уголкам православного мира. Их и сейчас можно найти в домах верующих, в монастырских кельях и приходских храмах. Его книги и иконы распространялись в Сербии, Болгарии, на Кавказе, в Средней Азии, на Синае, в Иерусалиме, в Греции, на Афоне и даже в Риме.

Кроме этого, в типографии Фесенко издавались и украинские книги. В 1885 году он издает первый украинский альманах «Нива». Для него он специально выписал шрифты из Санкт-Петербурга. Он издавал классиков и современников украинской литературы. Спрос на издания был огромным, и он стал издавать отдельные оттиски произведений И. Нечуя-Левицького, оперетты М. Старицкого. А, пожалуй, самыми популярными изданиями типографии Фесенко стали: сборник его друга и этнографа М. Комарова «Нова збірка народних малоруських приказок, прислів’їв, помовок, загадок і замовлянь» (1890), «Тарас Шевченко в літературі і мистецтві» (1903), «Українська драматургія» (1906, 1912).

Типограф и книгоиздатель Ефим Иванович Фесенко умер в возрасте 76 лет, в 1926 году. Он пережил национализацию типографии, хотя и остался ее директором. Через пять лет умерла его супруга, верная помощница и советчица Вера Фесенко. А его дело продолжало жить. До 1944 года в качестве самостоятельного предприятии, а после — в качестве структурного подразделения Книжной фабрики, с 1965 года на ее базе была создана «Одесская городская типография».

 

А сегодня здание легендарной типографии хотят сравнять с землёй и на её месте построить безликую высотку. Вот об этом и митинги на Ришельевской, и «крик» общественников. Кстати, узнать подробнее о жизни Фесенко и его типографии, посмотреть оригинальные фотографии и сборники можно в Одесском литературном музее.