Особенный подход к реставрационным работам в Одессе на примере Деволановского спуска

Почти два месяца назад на отреставрированный мост Коцебу рухнуло здание. Сегодня ситуация на Деволановском спуске ещё хуже, но зато там проходят работы по замене коммуникаций. Ведь если чиновники всё же решили что-то починить, их не остановить – ни обвалами соседних домов, ни близлежащими руинами, ни логикой. Вот примерно в таком духе идёт ремонт Деволановского спуска. Рассказываем и показываем. 


Сегодня одна из центральных улиц Одессы ассоциируется не с гостеприимным городом, а с самым что ни на есть апокалипсисом: полуразрушенные дома, горы мусора, разбитая дорога и мост Коцебу под руинами обвалившегося здания. И параллельно с этим на Деволановском спуске идут работы по замене коммуникаций. Ну как идут – визуально все работы стоят, но видимость обозначена. Тендер на ремонт ещё летом 2020 года выиграла компания «Ростдорстрой», связанная с депутатом партии «Доверяй делам» Юрием Шумахером. Тогда же была поставлена задача – отремонтировать дорогу и тротуары, сделать наружное освещение и заменить все коммуникации: канализацию, ливневку, коллектор, водопровод. Обойтись ремонт, начавшийся в декабре 2020 года, должен в 193 миллиона гривен.

Особенный подход к реставрационным работам в Одессе на примере Деволановского спуска - изображение №1

Любопытно, что до того, как заняться просто необходимым ремонтом Деволановского спуска, городские власти решили потратить 30 миллионов гривен на реставрацию моста Коцебу, который торжественно открыли в конце 2017 года. И вот сегодня именно этот мост выглядит особенно жалким образом, напоминая о том, что на Одессу надо смотреть в общем контексте, а точечный ремонт хорош далеко не во всех случаях.

Особенный подход к реставрационным работам в Одессе на примере Деволановского спуска - изображение №2

Непонятно и то, почему спустя почти два месяца (обвал произошёл 3 февраля), фрагменты дома и весь мусор, скопившийся в нём за долгое время, так и лежат на Деволановском спуске. Ведь даже, если здание находилось не в городской собственности, а принадлежало гражданину Греции, как минимум ради безопасности одесситов все эти завалы можно было бы давно разобрать. Да и мост Коцебу теперь снова нуждается в реставрации. Не говоря уже практически обо всех зданиях Деволановского спуска. И если одним ещё может помочь ремонт, то другие могут рухнуть в ближайшее время просто на место текущего ремонта. И тогда всё сначала. 

Особенный подход к реставрационным работам в Одессе на примере Деволановского спуска - изображение №3
Особенный подход к реставрационным работам в Одессе на примере Деволановского спуска - изображение №4
Особенный подход к реставрационным работам в Одессе на примере Деволановского спуска - изображение №5

Интересно и то, как компания «Ростдорстрой» будет менять коммуникации на этом участке – впрочем, работы они обещали закончить до декабря 2022 года, так что спешить им некуда. Тем более, что одесситы уже ждут завершения работ в Новощепном ряду – там тоже работает та же компания, и, судя по всему, на несколько локаций работников не хватает. 

Ирония же заключается в том, что Деволановский спуск назван в честь создателя плана Одессы – голландского инженера и архитектора Франца де Воллана. В 1792 году он составил план города, впечатлявший чёткостью планировки. Улицы в нём должны были разделить плато, поднятого над уровнем моря на 20-30 метров. При этом полностью учитывались все особенности рельефа, а площади фокусировались у культовых построек. Именно подобная планировка напоминает города Греции, например, античный Милет, который часто использовался прототипом строительства инженеров и архитекторов XVII века. А учитывая торговый характер города-порта, де-Воллан решил, что жилые кварталы должны были иметь кратчайшую и обязательно удобную связь с портом – две планировочные прямоугольные сетки улиц в его плане сходились под углом 45 градусов на сегодняшней улице Преображенской, прорезавшей весь город с севера на юг. А к морю предусматривались проложенные спуски – сегодня это Польский и Деволановский спуски, улицы Гаванная (с продолжением в Военный спуск) и Балковская. В целом, даже критики сходились на том, что проект Франца де-Воллана был близок к идеальному. А в результате его именем называется одесская «канава», что было бы не так обидно, если бы она находилась в приличном состоянии. Но пока о комплексной реставрации и речи не идёт...

Особенный подход к реставрационным работам в Одессе на примере Деволановского спуска - изображение №19
Особенный подход к реставрационным работам в Одессе на примере Деволановского спуска - изображение №20
Особенный подход к реставрационным работам в Одессе на примере Деволановского спуска - изображение №21