
В феврале 2019 года мэр Одессы Геннадий Труханов анонсировал скорое создание эстакады, которая соединит Трассу здоровья в районе 10-й станции Большого Фонтана. Это, действительно, было важное и нужное решение для всех горожан. Мэр тогда отметил, что «Это будет поистине историческое событие. Одесситы мечтали и ждали десятки лет, когда трасса здоровья будет соединена воедино…». Открыть эстакаду мэр обещал перед наступлением курортного сезона 2019 года. Но что-то пошло не так. Итак, что мы имеем сегодня.

Велоэстакада представляет собой нависающую над пляжем дорогу на бетонных опорах, которая будто построена для проезда машин. Длина её составляет всего 150 метров, ширина её 3 метра. Но несмотря на достаточно скромный размер, сделать всё красиво и технически правильно не получилось. А внезапная необходимость перепланировки эстакады уже в процессе строительства привела к тому, что эстакада получилась неровной и с внезапными зигзагами. Спросили, что о новой конструкции думает журналист и исследователь городской среды Михаил Мейзерский:
Начало и конец этой велоэстакады даже не сходятся на одном уровне, и в результате в одном месте пришлось сделать смещение. Там идёт парапет, а потом бац – небольшой зигзаг и ещё один парапет. По стандарту покрытие велодорожек должно быть асфальтовое – это связано со сцеплением шин и поверхностей. Но мы видим несколько вариантов – на одном участке вместо асфальта примостили плитку. И это выглядит эстетически и технически несуразно. Плюс внешне перед нами грузная массивная конструкция, можно сказать индустриальная. В стиле советской архитектуры 1960-70-х годов. Сейчас есть возможность делать современные конструкции, и они не стоят дороже. Но зато являются и выглядят лёгкими и эстетически привлекательными. И эта лёгкость в данной ситуации имеет колоссальное значение – эстакада размещена в сложной геологической зоне. И, конечно, любая нагрузка, которая там есть, пускай это даже и основание склона, может привести к перенагрузке почвы и спровоцировать оползень. В современном мире для таких целей строят более воздушные мосты, ведь по этой эстакаде не будет ездить транспорт. По крайней мере, я на это надеюсь. В ином случае такое техническое решение, конечно, значительно понятнее. Но если эта дорога для пешеходов я велосипедистов, то подобное решение не оправдано.








Ещё один важный момент – велосипедисту попасть на эстакаду со стороны Фонтанской дороги не так просто. Для начала по лестнице нужно свой велосипед нести два пролёта вниз, а потом уже ехать наверх. И если велосипедисту-профи к трудностям в нашем городе не привыкать, то семье на велосипедах будет очень некомфортно.

Кроме технических недоразумений и не самого современного вида, у эстакады есть ещё одна немаловажная проблема. И это куда важнее эстетических моментов. По мнению депутата и велолюбителя Александра Захарова, эстакада попросту опасна в использовании:
У меня даже нет слов от возмущения. Я сам велосипедист и ездил по многим эстакадам в разных странах Европы, но такого небезопасного уродства ещё не видел. Во-первых, со стороны Аркадии попасть на продолжение эстакады – это какое-то испытание. Нужно слезть с велосипеда, взять его в руки и спуститься. Во-вторых, там есть такой переход со стороны Аркадии, где нужно по очень узкой полосе проехать. Она очень узкая и если ты едешь на велосипеде и по ней уже начал кто-то спускаться с коляской или на велосипеде, то разминуться невозможно вообще. В-третьих, дальнейшее продолжение по Фонтану покрыто плиткой, плитка уже играет. Любое поднятие плитки, нарушение ее целостного покрытия и есть все шансы просто улететь с велосипеда с последующими травмами – от содранной кожи до переломов и сотрясений. Ну и четвёртое, по эстакаде пустили одновременно и пешеходов, и велосипедистов, не разграничив потоки. Люди могут гулять, а велосипедисты могут тренироваться и ехать с большой скоростью, и это тоже может привести к травмам.






И по фотографиям, и по впечатлениям экспертов становится понятно, что интуитивное чувство, что что-то с этой эстакадой не так, не подводит. Но ведь она в результате обошлась городу в 74 миллиона гривен. А это больше чем в два раза от первоначальной стоимости. Подробности знает транспортный эксперт Пётр Обухов:
Первый раз мэрия объявила тендер на строительство эстакады 28 августа 2017 года. Участвовали одесская фирма «РостДорСтрой», львовская «Мостостроительное управление №1» и турецкая «Онур констракшн». При ожидаемой цене в 32 миллиона гривен львовяне совершили ошибку и предложили построить всё за 28 миллионов. После чего 4 сентября мэрия отменила тендер за ненадобностью. Решили, что эстакаду там строить не нужно. Но уже 12 октября передумали и объявили ещё один тендер. В этот раз его выигрывает уже правильная компания – «РостДорСтрой». Далее прямо во время строительства эстакады была изменена её геометрия. Мэрия разрешила построить на её пути два коммерческих объекта – двухэтажный паркинг и административное здание. Поэтому эстакада изгибается в двух местах. А в районе паркинга она вообще частично заканчивается забором. И согласно бюджету 2020 года окончательная стоимость всех работ – 74 миллиона гривен.
То есть в результате эстакада обошлась одесситам почти в 3 миллиона долларов. Для сравнения примерно за такие же деньги и всего за год в Китае построили подвесной и самый длинный стеклянный мост Чжанцзяцзе. А у нас эстакада, создание которой должно было стать историческим событием.