«Он хоть что-то делает»: про необоснованно дорогую эстакаду в Одессе

Почти три года ушло на строительство эстакады на 10-й станции Большого Фонтана. Три года и 74 миллиона гривен. Но результат всё равно плачевный – эстакада выглядит неоправданно дорогой и, кроме этого, просто небезопасной. Что же пошло не так и в чём основные проблемы, узнавали у экспертов.


В феврале 2019 года мэр Одессы Геннадий Труханов анонсировал скорое создание эстакады, которая соединит Трассу здоровья в районе 10-й станции Большого Фонтана. Это, действительно, было важное и нужное решение для всех горожан. Мэр тогда отметил, что «Это будет поистине историческое событие. Одесситы мечтали и ждали десятки лет, когда трасса здоровья будет соединена воедино…». Открыть эстакаду мэр обещал перед наступлением курортного сезона 2019 года. Но что-то пошло не так. Итак, что мы имеем сегодня.

«Он хоть что-то делает»: про необоснованно дорогую эстакаду в Одессе - изображение №1

Велоэстакада представляет собой нависающую над пляжем дорогу на бетонных опорах, которая будто построена для проезда машин. Длина её составляет всего 150 метров, ширина её 3 метра. Но несмотря на достаточно скромный размер, сделать всё красиво и технически правильно не получилось. А внезапная необходимость перепланировки эстакады уже в процессе строительства привела к тому, что эстакада получилась неровной и с внезапными зигзагами. Спросили, что о новой конструкции думает журналист и исследователь городской среды Михаил Мейзерский:

Начало и конец этой велоэстакады даже не сходятся на одном уровне, и в результате в одном месте пришлось сделать смещение. Там идёт парапет, а потом бац – небольшой зигзаг и ещё один парапет. По стандарту покрытие велодорожек должно быть асфальтовое – это связано со сцеплением шин и поверхностей. Но мы видим несколько вариантов – на одном участке вместо асфальта примостили плитку. И это выглядит эстетически и технически несуразно. Плюс внешне перед нами грузная массивная конструкция, можно сказать индустриальная. В стиле советской архитектуры 1960-70-х годов. Сейчас есть возможность делать современные конструкции, и они не стоят дороже. Но зато являются и выглядят лёгкими и эстетически привлекательными. И эта лёгкость в данной ситуации имеет колоссальное значение – эстакада размещена в сложной геологической зоне. И, конечно, любая нагрузка, которая там есть, пускай это даже и основание склона, может привести к перенагрузке почвы и спровоцировать оползень. В современном мире для таких целей строят более воздушные мосты, ведь по этой эстакаде не будет ездить транспорт. По крайней мере, я на это надеюсь. В ином случае такое техническое решение, конечно, значительно понятнее. Но если эта дорога для пешеходов я велосипедистов, то подобное решение не оправдано.

«Он хоть что-то делает»: про необоснованно дорогую эстакаду в Одессе - изображение №2
«Он хоть что-то делает»: про необоснованно дорогую эстакаду в Одессе - изображение №3
«Он хоть что-то делает»: про необоснованно дорогую эстакаду в Одессе - изображение №4
«Он хоть что-то делает»: про необоснованно дорогую эстакаду в Одессе - изображение №5
«Он хоть что-то делает»: про необоснованно дорогую эстакаду в Одессе - изображение №6
«Он хоть что-то делает»: про необоснованно дорогую эстакаду в Одессе - изображение №7
«Он хоть что-то делает»: про необоснованно дорогую эстакаду в Одессе - изображение №8
«Он хоть что-то делает»: про необоснованно дорогую эстакаду в Одессе - изображение №9

Ещё один важный момент – велосипедисту попасть на эстакаду со стороны Фонтанской дороги не так просто. Для начала по лестнице нужно свой велосипед нести два пролёта вниз, а потом уже ехать наверх. И если велосипедисту-профи к трудностям в нашем городе не привыкать, то семье на велосипедах будет очень некомфортно.

«Он хоть что-то делает»: про необоснованно дорогую эстакаду в Одессе - изображение №10

Кроме технических недоразумений и не самого современного вида, у эстакады есть ещё одна немаловажная проблема. И это куда важнее эстетических моментов. По мнению депутата и велолюбителя Александра Захарова, эстакада попросту опасна в использовании:

У меня даже нет слов от возмущения. Я сам велосипедист и ездил по многим эстакадам в разных странах Европы, но такого небезопасного уродства ещё не видел. Во-первых, со стороны Аркадии попасть на продолжение эстакады – это какое-то испытание. Нужно слезть с велосипеда, взять его в руки и спуститься. Во-вторых, там есть такой переход со стороны Аркадии, где нужно по очень узкой полосе проехать. Она очень узкая и если ты едешь на велосипеде и по ней уже начал кто-то спускаться с коляской или на велосипеде, то разминуться невозможно вообще. В-третьих, дальнейшее продолжение по Фонтану покрыто плиткой, плитка уже играет. Любое поднятие плитки, нарушение ее целостного покрытия и есть все шансы просто улететь с велосипеда с последующими травмами – от содранной кожи до переломов и сотрясений. Ну и четвёртое, по эстакаде пустили одновременно и пешеходов, и велосипедистов, не разграничив потоки. Люди могут гулять, а велосипедисты могут тренироваться и ехать с большой скоростью, и это тоже может привести к травмам.

«Он хоть что-то делает»: про необоснованно дорогую эстакаду в Одессе - изображение №11
«Он хоть что-то делает»: про необоснованно дорогую эстакаду в Одессе - изображение №12
«Он хоть что-то делает»: про необоснованно дорогую эстакаду в Одессе - изображение №13
«Он хоть что-то делает»: про необоснованно дорогую эстакаду в Одессе - изображение №14
«Он хоть что-то делает»: про необоснованно дорогую эстакаду в Одессе - изображение №15
«Он хоть что-то делает»: про необоснованно дорогую эстакаду в Одессе - изображение №16

И по фотографиям, и по впечатлениям экспертов становится понятно, что интуитивное чувство, что что-то с этой эстакадой не так, не подводит. Но ведь она в результате обошлась городу в 74 миллиона гривен. А это больше чем в два раза от первоначальной стоимости. Подробности знает транспортный эксперт Пётр Обухов:

Первый раз мэрия объявила тендер на строительство эстакады 28 августа 2017 года. Участвовали одесская фирма «РостДорСтрой», львовская «Мостостроительное управление №1» и турецкая «Онур констракшн». При ожидаемой цене в 32 миллиона гривен львовяне совершили ошибку и предложили построить всё за 28 миллионов. После чего 4 сентября мэрия отменила тендер за ненадобностью. Решили, что эстакаду там строить не нужно. Но уже 12 октября передумали и объявили ещё один тендер. В этот раз его выигрывает уже правильная компания – «РостДорСтрой». Далее прямо во время строительства эстакады была изменена её геометрия. Мэрия разрешила построить на её пути два коммерческих объекта – двухэтажный паркинг и административное здание. Поэтому эстакада изгибается в двух местах. А в районе паркинга она вообще частично заканчивается забором. И согласно бюджету 2020 года окончательная стоимость всех работ – 74 миллиона гривен.

То есть в результате эстакада обошлась одесситам почти в 3 миллиона долларов. Для сравнения примерно за такие же деньги и всего за год в Китае построили подвесной и самый длинный стеклянный мост Чжанцзяцзе. А у нас эстакада, создание которой должно было стать историческим событием.