Document
Одесситы готовы выкупить памятник архитектуры, но не всё так просто

Вчера одесский ресторатор Алекс Купер предложил одесситам скинуться деньгами и выкупить корпус большого паровозного депо «Краян». На фейсбуке его активно поддержали, но были озвучены и те проблемы, которых не избежать.


Памятник архитектуры продают за 195 тысяч долларов. Агентство преподносит объект продажи как «здание под реконструкцию и развитие в Малиновском районе». Для него создана предпроектная документация – цех предлагают превратить в административное четырехэтажное здание с подвалом и мансардным этажом. Это приведет к увеличению общей площади с 3 999 до 17 350 квадратных метров. 
 

Одесский ресторатор Алекс Купер на своей фейсбук странице предложил скинуться и выкупить памятник архитектуры. При этом он готов выделить 10% нужной суммы. Одесситы его поддержали и нужную сумму собрали за несколько часов. И, конечно, эта идея взбудоражила социальные сети – в очередной раз доказано, что сохранение исторических ценностей куда больше волнует горожан, чем представителей власти. И именно потому, что это памятник архитектуры, появляются сложности – скорее всего покупка здания будет первым и самым простым шагом в сохранении объекта. 

 

Так, архитектор Николай Чепелев предположил, с чем могут столкнуться будущие владельцы в дальнейшем:

Вчера Alex Cooper кинул клич о выкупе крутейшего здания – Большого паровозного цеха вагоноремонтных мастерских барона Унгерна-Штенберга. Вернее, того, что от него осталось. За три часа нашёл необходимую сумму. И написал, что изучает детали по территории. Круто.
Но для полноты картины немного комментариев по ситуации:

 

1. Участок находится между жд ветками. Подъезд – через жд переезд. Это сложности по логистике. Решить можно несколькими способами: оставить как есть/эстакада/тоннель. Зависит от того, насколько комплексным будет решение по всей территории.

 

2. Здание – памятник архитектуры. Сегодня все внутренние металлические элементы типа колонн и лестниц демонтированы, их судьба неизвестна. Скорее всего, восстановлению не подлежат. В идеале – можно поставить копию. Решать собственнику.

 

3. Земля/градостроительная документация. На фото видно, что по Зонингу пятно здания не входит в зону застройки. Почему? Потому что по Генплану здесь пройдет улица или эстакада через жд пути. По закону ни градусловия, ни отвод земли сделать нельзя. Фактически – будет зависеть от чиновников.

 

Что делать? Или Детальный план территории (ДПТ), или при корректировке Генплана, которая произойдет не раньше 2021 года решать этот узел.

Так что со зданием всё непросто, хотя территория потенциально очень перспективная. И архитектор считает, что возможность его сохранения, восстановления и дальнейшей эксплуатации в дальнейшем существует, но только при объединении собственников всех зданий и комплексном решении. Но пойдут ли на такое одесские власти – большой вопрос. Как показывает практика, они с куда большим удовольствием меняют градусловия и делают отвод земли для строительства безликих высоток. 
 

Пост Алекса Купера прокомментировал и владелец данного объекта – он рассказал, что за пять лет так и не нашёл инвестора, потому продаёт здание по цене документов и выражает надежду, что кто-то его всё же восстановит.

 

Но даже если получиться разобраться со зданием, добиться возможности реставрационных/реконструкционных работ, есть проблемы и с тем, что памятник архитектуры окружает. Например, железнодорожный переезд закрывается на всю ночь – в будние дни с 20:00, в выходные – с 15:00. Подъезд/проход к территории лежит через площадку складов супермаркета и там круглосуточно маневрируют фуры. Сама территория заселена разными производствами, как следствие шум, постоянное движение, запахи, загрязнённый воздух. Поэтому в комментариях у Алекса Купера уже говорят о желательном выкупе всех зданий «Краяна» для полноценного и качественного развития территории.

Но, конечно, идея сохранить корпус ремонтных мастерских Карла фон Унгерн-Штернберга – великолепная идея. И, наверное, при содействии властей собственнику/собственникам удалось бы создать очень популярную локацию для одесситов и не только. И, конечно, сохранить частичку старой Одессы. Пожалуй, в наше время только силами неравнодушных одесситов есть шанс что-то сохранить.