Document
Одесса на карантине: учителя и ученики об онлайн-обучении и праве на ошибку

С 12 марта все украинские школы перешли на формат онлайн-обучения. Поговорили с одесскими учителями, учениками и их родителями о том, кто же имеет право на ошибку, что ждёт выпускников 2020 года, насколько честны полученные оценки, как проявить себя креативным преподавателем и с какими проблемами сталкиваются все участники дистанционного обучения.


Для учителей, учеников и их родителей практика онлайн-обучения совершенно непривычна. Возможно, именно в этом кроется одна из причин, по которой в соцсетях разгорались масштабные скандалы – на педагогов обрушился шквал критики за слабую подготовку к урокам, а учеников обвиняли в срыве онлайн-занятий и списывании контрольных. В Кабмине даже запустили флешмоб «Маю право на помилку» в поддержку учителей, а родители приготовились контролировать поведение своих детей. За почти два месяца все более-менее свыклись с новым форматом, но проблем особо не уменьшилось.  
   
Большинство родителей спят и видят, как их дети резвятся во дворе с друзьями, ходят в кино или гости, играют на детских площадках. И самое главное – делают дз и решают другие школьные вопросы самостоятельно. Ведь далеко не каждый родитель готов контролировать своё чадо и помогать ему разбираться в формулах, делать поделки, строчить презентации или следить за тем, чтобы ребёнок вовремя зашел в ZOOM! Всё это издержки вынужденного дистанционного обучения, где родительский контроль и детская ответственность – главные рычаги успешного обучения.

Сын Юлии Никандровой, Платон, учится в третьем классе. И вот как онлайн уроки проходят в их школе.

Кто-то из педагогов просто высылает задания, кто-то и письменно, и онлайн. У нас есть и та, и другая форма подачи. Для нашего преподавателя это новинка, и это заметно. Нашему учителю сложно. Ему приходится самому учиться быть онлайн-педагогом. Хорошо это или плохо? Я считаю, этого недостаточно. Потому что дети за это время, в той или иной степени, потеряли дисциплину, на мой взгляд. У меня была ситуация, при которой мой ребенок за два урока уже устает, хотя в школе четыре-пять уроков выдерживал спокойно. Но интерес живой, потому что формат сам по себе живой. 

 

Но не нужно подменять понятия классического посещения школы и онлайн-обучения. Вот ни в коем случае этой историей не надо заниматься: а давайте теперь вот так вместо вот так. Ничто и никогда в жизни не заменит живого человеческого общения и коммуникации детей! Ничто и никогда, даже если это будут самые крутые технологии. Потому что одно дело, когда ты можешь коммуницировать с преподавателем в формальной и неформальной обстановке в живом формате. Я считаю, что это намного лучше.

Юлия уверена, что нельзя сравнивать и качество обучения, ведь дистанционный подход чётко не отработан, нет правильного понимания, каким должен быть формат онлайн-урока, каким должен быть его хронометраж. Но, как бы там ни было, хорошо, что есть такой вариант. Например, Платону нравятся онлайн-занятия – он с удовольствием подключается, слушает, участвует в учебном процессе. Но Юля уточняет, что кроме учителя с мальчиком занимается и она сама, и её свекровь. На её взгляд, в основном образование сейчас ложится на плечи родителей или тех, кто выполняет с детьми домашние задания.

Сын Иры Стасилевич Даня учится в седьмом классе. 

А с подростками уже сложнее, чем с учениками младшей школы – их нужно по-настоящему заинтересовать и включить в командную работу. Плюс у семиклассников уже много учителей и периодически вся система онлайн-обучения даёт сбой:

В нашей школе до сих пор нет налаженного процесса. Возможно, если было бы чёткое расписание, то и дети более ответственно отнеслись бы к этому формату. Пока что, то у кого-то света нет, то на связь не вышли, то внепланово собрали конференцию, раздали проекты, а остальные ученики не в курсе... и таких ситуаций миллион. Хотя именно «ляпов» я не замечала у наших учителей. Думаю, каждый может ошибиться, заговориться. У нас самый минус именно в дисциплине, потому что многие ещё и балуются на этих конференциях, что мешает остальным. Плюс несогласованность в работе учителей: у одного выходной в праздничный день, другие работают, но детей не предупреждают. Явка в такие дни, конечно, не ахти. Учителя злятся, дети тоже, ну и родители, само собой. 

 

При обучении в школе я меньше вникала в учебный процесс – там система отлажена. При онлайн-обучении интереснее в том плане, что можно проявлять самостоятельность, но есть и много сложностей. Допустим, задали доклад в определённом формате, удобном учителю, а я не в курсе форматирования текста в этой программе, сын тоже – обращаемся к гуглу и методу «тыка». Некоторые из учителей тоже не могут перестроиться, не все ладят с техникой и так далее. Те, кто и раньше практиковали онлайн-уроки, подходят со знанием дела. Но есть и те, которые по 15 минут подключаются, потом сами же удаляют конференцию и подобные ситуации часто. И если формат урока строгий и есть чёткое д/з, сын делает всё без проблем. Если урок прошёл, как «шалтай-болтай», то и отношение детей такое же. Контролирую, хожу, как зануда, и после каждого урока спрашиваю, мол, что задали, всё ли было ясно на уроке?»

Дане онлайн-обучение не очень нравится – не хватает живого общения с одноклассниками и привычного графика. И оценки за ответы часто не озвучивают, только за письменные задания, отправленные на почту или в личку. Несмотря на новый формат, порой происходят классические проблемы – можно отключить учителю микрофон и сорвать урок. А можно внимательно слушать и учиться по-настоящему: 

Всё как обычно. Кто-то просто отсиживается, играя в игры, кто-то учится. Тоже самое и с домашним заданием. Одни делают, а другие просто списывают. Но если в этом формате вызовут отвечать, всегда можно притвориться, что что-то было с микрофоном, интернет пропал и так далее. Так что можно многих неприятностей избежать и времени на отдых больше. Но мне больше нравится обычный формат – лучше, когда просыпаешься, идёшь в школу, общаешься с одноклассниками и с учителями, потом делаешь уроки, потому что знаешь, что можно получить плохую оценку и разговор с родителями. В общем, с технологиями интересно, но учёба в школе мне нравится больше.

Сложнее всех сейчас одиннадцатиклассникам. Пробное тестирование они до сих пор не сдавали, толком не знают, когда именно пройдёт ЗНО, да и без выпускных остались. Аня купила платье ещё осенью и теперь не знает, что с ним делать. Пока планирует с одноклассниками просто устроить фотосессию, хотя ребята рассчитывали на праздничный вечер. Но кроме последней проблемы, оказалось, что выпускникам учиться стало даже сложнее, чем в обычном формате. Поначалу учителя не могли согласовать свои действия и домашние задания сыпались на ребят в большом количестве, плюс технические моменты. Аня считает, что трудности возникают и у учеников, и у учителей – не все с лёгкостью разбираются с многочисленными приложениями и онлайн-форматами. А впереди одиннадцатиклассников ждёт ЗНО:

Подготовка к ЗНО в школе не поменялась. С нами как проводили, так и проводят дополнительные занятия и готовят к экзаменам. Но главный минус – учителя не могут сейчас контролировать, как ученики всё учат. Каждый может отключить камеру и читать информацию с телефона. Домашку и самостоятельную работу можно легко списать. Но, если не лениться, то, думаю, можно хорошо подготовиться. И вообще нестрашно. Наоборот, все уже ждут ЗНО, чтоб быстрее его сдать и забыть. Но, к сожалению, в школу мы уже не выйдем.

Достаточно неожиданным оказался факт, что большинство учеников, из действительно учившихся, скучают по школе и урокам в классах. Хотя все они в обычной жизни с нетерпением ждут каникул и традиционного зимнего карантина. И с погружением в современные технологии у них тоже обычно проблем не возникают, кажется, они уже рождаются с умением пользоваться смартфонами, компьютерами и всеми онлайн-программами. В отличие от многих учителей. Поэтому, конечно повезло тем детям, чьи преподаватели не бояться экспериментировать и с удовольствием ведут онлайн-уроки, стараясь добавить креатива в свои занятия. Ведь переход на дистанционное обучение поставил перед учителем множество вопросов. Как проводить уроки? Как оценивать работу учеников? Как заинтересовывать? Какую форму работы взять за основу?

 

Диана Полякова работает в Одесском юридическом лицее учительницей математики и вместе с освоением новых программ, старается подойти к своим урокам максимально творчески. Ну насколько это возможно для уроков математики. Например, занятия для одиннадцатиклассников Диана Валентиновна начинает с лайфхаков – они готовятся к сдаче ЗНО, и некоторые упрощения при решении задач или вычислениях не будут лишними. Хотя в любом случае уверена, что живой контакт учителя и ученика, мел и доску не заменят никакие новомодные гаджеты.

Я – учитель математики. Сбрасыванием заданий и объяснением материала онлайн результатов вряд ли добьешься. Первым креативным решением было приобрести школьную доску и повесить её в комнате на стене. И сразу ощутила, что мои ученики оценили такой подход. Продумала несколько видов занятий – уроки-лекции, уроки-практики и уроки-конференции, на которых ученики задают вопросы. Лекции и практики всегда записываю и сохраняю в папках для каждого из своих классов, а у меня их шесть: три десятых и три одиннадцатых. 

 

Чтобы облегчить и свою жизнь, и жизнь учеников, необходимо наладить связь между  
учителями-предметниками. Необходимо зафиксировать за каждым классом конкретные день и час проведения онлайн-уроков и создать расписание. Тогда ученики смогут настроиться и подготовиться. Плюс нужно учитывать, что во время самоизоляции меняется режим дня, поэтому не стоит назначать уроки до 11 утра. Подобной ситуации у нас никогда ещё не было, поэтому определённое время на карантине администрация нашего лицея и учителя подбирали оптимальные методы проведения дистанционного обучения. 

 

Контроль за выполнением заданий – это самое слабое место дистанционного обучения. Многие ученики «повысили» оценки. Зная уровень знаний того или иного ученика, проверяя работу, написанную на «отлично», и зная, что этот ученик даже в арифметических действиях допускал ошибки, ничего не могу поделать. Приходится ставить оценку, на которую написал. Есть, конечно, тесты и самостоятельные работы, которые можно задавать в определённое время для всех, с ограниченным временем выполнения заданий, но наши дети такие креативные! Оценивать объективно знания по такому принципу обучения невозможно. А с другой стороны сейчас уроки записываются, и ученики могут ещё раз просмотреть их во время выполнения домашнего задания.
 

К счастью, ни одного моего урока в ZOOM не сорвано. У меня просто очень хорошее чувство юмора, ученики об этом знают – вывести меня подобными шутками невозможно. Поэтому на срыв время не тратят. От остальных учителей слышала, что иногда запускают вирусное видео 18+ или заходят под чужими именами и пишут в чате какую-то ерунду. Но всё же на онлайн-уроки приходят не все. Хотя объясняю, что у присутствующих на уроках всегда есть возможность задать вопрос во время обсуждения новой темы или решения задачи. Главное для меня не наказание за «прогул», а возможность в любое время разобраться с материалом.

 

«Право на ошибку» я воспринимаю только в онлайне. Мысль бежит быстрее, чем пишет мел: пишу пример, а в голове ответ, могу ошибиться в счёте, хотя устно считаю отлично. Дети реагируют нормально, исправляют меня и это очень хорошо. Они привыкли, что я адекватно на это реагирую. Более того, дети учатся действовать, не боясь ошибиться. Умение учителя признать свою ошибку воспитывает в учениках уверенность. Но если я ошиблась при записи урока, я не выложу это видео, исправлю и перезапишу.

Согласно действующему законодательству, учащиеся первых-десятых классов будут заканчивать 2019/2020 учебный год с использование технологий дистанционного обучения и за парты уже не вернутся. Если эпидемиологическая ситуация в Украине позволит, то дети пойдут в учебные заведения уже первого сентября. Расспросили директора Одесского юридического лицея Александра Герегу о том, чем закончится учебный год, могут ли кого-то оставить на «второй год», какие плюсы и минусы он нашёл в дистанционном обучении и как отреагировали учителя на переход к новому для большинства формату обучения.

На «второй год» ни классы, ни отдельных учеников оставлять не будут. Это не предусмотрено законодательством. Есть несколько вариантов итогового оценивания учеников, но все они предполагают выставление оценок до начала следующего учебного года, выдачу табелей или свидетельств. В новом учебном году учителя при календарном планировании предусмотрят диагностику, систематизацию и обобщение материала, пройденного в условиях карантина.

 

Главным плюсом образования с использование технологий дистанционного обучения является свободный доступ к информации 24/7 и из любого места. Кроме того, замена конспектов электронными ресурсами и новейшими методами обучения, постоянные онлайн-консультации с учителями также повышают его эффективность. К минусам можно отнести психологическую и компьютерною неготовность учителей и учеников к такому виду обучения. Для многих отсутствие «живого» общения становится барьером. Также такой вид работы предполагает высокий уровень мотивации и самоорганизации ученика. Учителя отреагировали на вызов достаточно оперативно. Протестов не было. Все с пониманием отнеслись к сложившейся ситуации и необходимости адаптироваться к новым условиям работы.

 

Вопрос с одиннадцатыми классами пока остаётся открытым. Всё зависит от снятия карантинных ограничений. Предварительно есть несколько сценариев развития событий. Всё это находится в компетенции соответствующих органов власти. Согласно академической автономии, вопрос об окончании учебного года решает педагогический совет учебного заведения. Для многих школ он закончится 29 мая 2020 года. По мере снятия карантинных ограничений учителя будут выходить на работу для заполнения минимально необходимой документации. В отпуск педагогические работники будут выходить согласно графику, а учебное заведение будет работать в штатном режиме.

В целом, разница между обучением за партой в школе и онлайн-обучением колоссальная и это чувствуют все, кто хоть как-то связан с системой образования. Но есть один самый важный момент, который остаётся неизменным. Учителя по призванию, а не только по профессии, и во время онлайн-уроков делают всё, чтобы случайно не ошибиться, а допустив какой-то «ляп», всегда готовы признать ошибку даже перед детьми. А школьники, понимающие, что обучение прежде всего важно именно для них, и в онлайн-формате найдут способы запоминать новую информацию и получать заслуженные оценки. 

 

Вся эта коронавирусная история заставила нас сдвинуться с места и попробовать что-то новое и непривычное: учиться онлайн, зарабатывать онлайн, худеть онлайн, отмечать праздники онлайн и многое-многое другое онлайн… Однако многие стали по-настоящему скучать по живому общению, ценить и пытаться сберечь. Ведь его не смогут заменить никакие технологии и машины. И как хорошо это считывается на примере обычных школьников, которым, казалось бы, дай только в интернете посидеть...