Document
Одесса VS пригород: пугающее соседство

Одесса – город достаточно большой, но его застройка настолько хаотична, что сегодня уже вскрываются многочисленные проблемы. А ведь есть ещё и пригород, который может быть (и должен быть) партнёром. Решили разобраться, можно ли решить эти проблемы в ближайшее время и кем же приходится Одессе её пригород – хорошим соседом или опасным паразитом?


Каждое утро тысячи жителей пригорода устремляются на работу и учебу в Одессу, а вечером возвращаются обратно. В зависимости от расположения, дорожной обстановки и транспортных возможностей, этот путь может занимать от 30 минут до двух часов. В принципе, в существовании пригородов и возникающей из-за этого маятниковой миграции нет ничего особенного – это судьба всех крупных городов. Вот только пригороды везде разные. Где-то такое соседство выгодно в равной мере всем сторонам, а где-то напоминает отношения «хозяин-паразит».

Где город, а где пригород? 

Сегодня всё чаще можно услышать не «город и пригород», а «городская и пригородная среда». Эти понятия противопоставляются и имеют очень чёткий набор признаков. Городская среда характеризуется событийностью, большим разнообразием культурных, экономических и социальных взаимодействий, плотной застройкой и улицами, представляющими собой общественные пространства. В пригородной среде, наоборот, любого рода взаимодействия сведены к минимуму, застройка разреженная, улицы предназначены больше для автомобилей, чем для пешеходов, а жизнь весьма однообразна. 

 

Но важно понимать, что не везде можно четко отделить город от пригорода по качеству среды. И Одесса – как раз такой город. Например, высотные районы, «прилипшие» вплотную к Таирова и поселку – это типично городская среда, хотя административно это пригород. В то же время, огромные пятна частного сектора в Приморском и Киевском районах, а также на Слободке – это по большинству параметров пригородная среда. В этой статье мы будем говорить о городе и пригороде как о пространствах, разделённых административными границами. То есть будем апеллировать к таким территориям как: Крыжановка, Сосновый берег, Фонтанка, Лески, Вапнярка, Великий Дальник, Авангард, Сухой лиман, Лиманка, Малодолинское, Великодолинское и некоторые другие активно развивающиеся села и поселки. 

Что такое пригород и каким он может быть?

 

Пригород – это примыкающие к городу или находящиеся на комфортном расстоянии от него населенные пункты. Чем больше город и чем лучше развито транспортное сообщение с ним, тем большее расстояние может быть комфортным для людей. Например, нынешний одесский пригород находится в радиусе 20 километров от центра города. Но это в условиях очень сложной транспортной ситуации, при которой дорога от дома в пригороде до работы в городе может занимать до двух часов. 

 

Мировая практика застройки и организации жизни в пригородах очень разная. Например, типичный американский пригород это большие частные дома, дороги (не улицы), почти полное отсутствие общественного транспорта, общественных пространств и предприятий. Пример на фото - пригород Сан-Хосе, Калифорния.

Европейский пригород это частные и малоэтажные многоквартирные дома, практически всегда есть комфортный и быстрый общественный транспорт (электрички, трамваи), улицы совмещают функции дорог и общественных пространств, есть парки, места культурного досуга. Хороший пример – городок Вири-Шатийон, южный пригород Парижа.

Застройка одесского пригорода очень типична для постсоветских стран. Это хаотично разбросанные высотные жилмассивы с очень плотной застройкой, чередующиеся с дачным частным сектором и коттеджными поселками. Дешевая (относительно городской) земля, возможность подключения к готовым инженерным сетям, близость к социальной и транспортной инфраструктуре города, – всё это очень быстро привлекло строительных инвесторов на бывшие колхозные поля и резко сместило акценты в политической риторике. Сёла и поселки, спонсируемые застройщиками и не обремененные расходами на содержание новых жителей, уже не мечтают об объединении с городом. Сам же город, похоже, не может решить, что для него страшнее: новые социальные обязательства (школы, детские сады, поликлиники и парки, транспорт) или угроза «перекрытия кислорода» (отсутствие перспектив выхода за своих админграницы).

Почему люди выбирают пригород?

 

Во-первых, из-за стоимости жилья. Отличительная черта жителей постсоветских стран – это стремление как можно раньше обзавестись собственными квадратными метрами. И так как сроки поджимают, скопить на недвижимость в городе удаётся далеко не всем. Второй сценарий – это продажа собственной квартиры в городе и приобретение частного дома (ещё одно исторически обусловленное желание наших сограждан) в пригороде, что возможно благодаря, опять же, большому ценовому разбегу. 

 

Во-вторых, сама по себе одесская прописка каких-либо значимых социальных бонусов человеку не приносит. Держаться за неё смысла нет. В городские сады и школы пока ещё принимают всех, независимо от места регистрации, с медицинской помощью то же самое. Что касается административных сервисов, которые обычно оказываются по месту прописки, то они довольно быстро диджитализируются. 

 

В-третьих, расположение новых районов рядом с ключевыми транспортными магистралями создает иллюзию близости города и развитости транспортной инфраструктуры. Людям кажется, что они жертвуют всего лишь дополнительными 20 минутам на дорогу, получая взамен совершенно новое жилье, просторнее и дешевле, чем в городе. 

Ожидания и реальность

 

Одесский пригород переживает бум строительства и притока населения. Например, на момент переписи 2001 года Лиманку населяло чуть более 13 тысяч человек. Но с тех пор выросли «Радужный» (более 10 тысяч сданных квартир), «жемчужины» (более 5 тысяч квартир), а также «Акварели», «Маршал-сити», «Таировские сады», «Розенталь» и прочие. Жилмассив «7 небо» уже добавил в жилфонд «Авангарда» почти 6 тысяч квартир, а в ближайшее время посёлок пополнится еще двумя тысячами. По приблизительным подсчётам, на подступах к Одессе уже сейчас проживает 150-200 тысяч человек. Причём в условиях жёсткого дефицита детских садов, школ и поликлиник, так как новая социальная инфраструктура под растущие многоэтажки не закладывается. Поэтому кому-то приходится довольствоваться переполненными поселковыми школами, как в Авангарде и в Фонтанке, а кому-то, как жителям Лиманки, – полностью полагаться на городскую систему образования. 

 

Пока дети добираются до одесских школ, детских садов и секций, их родители направляются в одесские офисы и на разнообразные предприятия. Потому что главными точками приложения труда в пригороде остаются торговые площадки: строительные и продовольственные гипермаркеты, шопинг-центры, рынок «Седьмой километр». 

 

Кроме того, оказывается, что географическая близость к городу не означает удобное сообщение с ним. Например, будущим жителям ЖК «Розенталь», не имеющим собственного авто, добираться в Одессу с Ильичёвской дороги будет не на чем. Единственный автобус (№25) в часы пик будет идти заполненным из Черноморска. А у жителей «7 неба» есть только один вариант общественного транспорта, чтобы добраться до железнодорожного вокзала без пересадок. 

В целом, ожидания тихой и размеренной жизни в пригороде могут отчасти оправдаться только в коттеджных поселках вроде «Люстдорфа», «Совиньона» и «Соснового берега». Их обитатели хоть и вынуждены ежедневно сталкиваться с трудностями трафика, но зато сами посёлки не запаркованы и не перенаселены, как многоэтажные жилые комплексы. 

 

Впрочем, независимо от того, высотная застройка или коттеджная, одесский пригород по сути лишен событий и важных социальных взаимодействий – важнейших условий для развития общества и роста человеческого капитала.   

Что будет дальше? 

 

Вероятно, формирующийся сейчас пояс высоток на административной границе Одессы вскоре превратится в перевалочный пункт для тех, кто стремится переехать в город, и тех, кто копит на мечту обзавестись частным домом подальше от высоток и трафика. Такой статус не принесет этим жилмассивам ничего, кроме окончательного культурного и социального упадка. Так как в местах, с которыми люди не ассоциируют своё будущее, некому и не для кого развивать социально-культурную жизнь. При этом городская жизнь не потеряет в своей ценности, даже несмотря на катастрофические градостроительные ошибки вроде Гагаринского плато. Так как пока ни один населенный пункт одесского пригорода не дает даже оснований полагать, что он сможет обеспечить своих жителей образованием, медицинскими услугами, общественными пространствами, культурным досугом, а главное – работой. Кроме того, рано или поздно, придёт осознание, что Черемушки, например, – максимально комфортный для проживания район. С ним можно работать в плане застройки и наполнения разнообразными городскими сервисами, его есть куда уплотнять без потери качества жизни. Также ждут переосмысления бывшие промзоны и территории, использующиеся сейчас неэффективно. 

Одесса еще не утратила возможность повышать одновременно и плотность, и комфортность в своих административных границах. Но невозможность влиять на формирование пригорода в собственных интересах сведёт все усилия к нулю. Что это за интересы? 

 

Во-первых, сохранение незастроенных территорий на границах города – для дальнейшего выноса туда предприятий, создания социальных объектов и точек приложения труда для собственных жителей, в частности Киевского и Суворовского районов, где уже сложно найти места под новые парки и школы. 

 

Во-вторых, устойчивое развитие населённых пунктов пригорода. То есть не только их застройка, но и удовлетворение всех остальных потребностей местного населения – в работе, образовании, медицинской помощи, социальных услугах, культурном опыте и прочем. 

 

Всё это сократило бы масштабы маятниковой миграции и повысило бы комфорт проживания как в городе, так и за его границами. Возможно, создание агломерации, о которой много говорят в последние годы, может стать ответом на эти запросы Одессы.