
Улица Эстонская, в силу своего расположения между Привозом и вокзалом, последнии десятилетия служит прибежищем для разного рода маргиналов и стихийной торговли чем угодно: от одежды до наркотиков.
В самом сердце Одессы, в десяти минутах от Оперы, порта и Дерибасовской расположился Деволановский спуск. Его боль ощущаешь кожей. Он хорохорится, мол, еще не все потеряно и тут же обиженно всхлипывает. Здесь можно услышать безмолвный вопрос: «За что?». Но придумать ответ не выходит. О самой контрастной одесской улице в материале «Лоции».
Карантинная балка, спуск, овраг. Практический спуск и спуск Новикова. Новикова балка и Сикардов спуск Новиковой балки. Карантинная, или Новиковская балка. Левашевский спуск и спуск Вакуленчука. И, наконец, с 1995 года – Деволановский спуск. Как только не называлась эта многострадальная улица. Но, хоть, названия и менялись, для своих она оставалась просто Канавой.
По городской традиции Деволановский спуск начинается от моря и больше напоминает подъем. Мы же решили спускаться, и с улицы Еврейской завернули на самую контрастную улицу Одессы. Деволановский спуск напоминает границу между зонами военных действий и сытого благополучия. За спинами современных высоток историческая брусчатка пытается вырваться из многослойного плена асфальта, а старенькие домики – поддержать видимость былого уюта. Именно здесь, в атмосфере разрухи, абсолютно неожиданно натыкаешься на Информационный туристический центр. Хотя еще недавно в этом здании находился музей спортивной славы имени олимпийской чемпионки Юлии Рябчинской.
Типичные дворики, силами местных жителей, стараются выглядеть ухоженными и аккуратными. А коты не унижаются до попрошайничества. Особенно удивительно выглядят металлопластиковые окна без решеток на первых этажах – странно и трогательно одновременно.
Отдельное место на Деволановском спуске занимают граффити – некоторые без ума и фантазии, а другие поучительные. И даже стихи Бродского увековечены на одном из гаражей.
А лестницы, недавно отреставрированного моста Коцебу, подчеркивают стеклянное будущее с одной стороны и разрушенное прошлое с другой.
Читайте также: УЛИЦА ЛАНЖЕРОНОВСКАЯ - НАЧАЛО НАЧАЛ
Но надежда умирает последней. В одном из двориков жители устроили вернисаж для своих, а в начале Деволановского спуска на деньги еврейской общины построили здание для детского дома «Сабрина». Оно теперь сильно выделяется среди остальных построек. Но зато понятно, что привести улицу в порядок вполне реально. Тем более, что год назад комплексная схема благоустройства этой зоны была представлена управлением архитектуры и градостроительства.
А пока Деволановский спуск – это сама Одесса: на одно крошечное улучшение десятки жестоких нарушений и море равнодушия. Но надежда умирает последней…
Кстати, улица названа в честь фламандского одессита (или одесского фламандца), архитектора и первостроителя Одессы Франца де Волана. И очень грустным кажется это совпадение.
А пока мы очень аккуратно, глядя под ноги, гуляем по центральной одесской улице. Здесь три моста – Новикова, Коцебу и Строгановский – и под каждым снова и снова загадываем немного удачи для Деволановского спуска.
Читайте также: ЧЕРНО-БЕЛАЯ ОДЕССА
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Другие материалы
Улица Эстонская, в силу своего расположения между Привозом и вокзалом, последнии десятилетия служит прибежищем для разного рода маргиналов и стихийной торговли чем угодно: от одежды до наркотиков.