Document
Обратная сторона квестов

Пройти квест – повод заглянуть в себя, проверить внимательность и находчивость, проявить самостоятельность мышления. Одесситам в этом плане повезло – качественных квест-румов в городе превеликое множество. Мы поговорили о развитии и повседневной жизни квестов с создателем первой в Одессе сети квест-румов «Мышеловка», Арсеном Малиновским.


 

 

 

 

Куда пойти компании в большом городе? Кино, театр, кафе - всё это уже было. Квесты в реальности - совсем другое дело. Представьте, что вы игрок в компьютерной игре, и из нее необходимо найти выход. А теперь представьте, что вы в такой комнате находитесь физически и все это происходит в реальной жизни! Острота ощущений возрастает в разы. Однажды пройдя такой квест, вам захочется испытать это снова. Хотели бы вы примерить на себя образ решительного, бросившего вызов системе школьного учителя Уолтер Уайта? В состоянии ли вы пуститься «Во все тяжкие»? Каждая комната - это неповторимый сценарий, вы погружаетесь в состояние самопознания и опираетесь исключительно на свой опыт, инстинкты и навыки - не копируете учителя, не подчиняетесь начальнику, а учитесь доверять себе.

 

- Как пришла идея открыть квест-комнаты?

 

- Я всю свою жизнь так или иначе занимаюсь интеллектуальными играми - с пятого класса - «Что? Где? Когда?»…  Я узнал о квест-румах в блоге Артемия Лебедева в декабре 2013 года. Он посетил первую квест-комнату на территории СНГ, остался очень доволен, и рассказал об этом своим читателям, в том числе и мне. И я понял, что вот это оно. Надо это делать, надо это пробовать. И до сих пор этим занимаюсь.

 

- Как создаются, испытываются и работают эскейп-румы и на кого вы ориентировались в мире?

 

- Вдохновлялись мы, как и многие, московской сетью «Клаустрофобия». Мы встретились с их основателем, обсуждали покупку франшизы, но в результате решили, что нам не нужна чужая помощь, и мы обойдемся своими силами, что их у нас хватает.

 

- В целом, об антураже и инженерии – что является самым сложным? И о сценариях квеста – как они разрабатываются и тестируются? Как приходит идея новой комнаты?

 

- Как правило мы работаем над созданием сценария и каких-то идей с моим другом и партнером Стефаном Гуртовым. Придумать сценарий – это 15% дела. Самое сложное – все это качественно организовать с интересными, оригинальными механизмами, автоматикой, чтобы все это было хорошо отрежиссировано, чтобы не было ни слишком сложно, ни слишком легко и держалась динамика: где-то ускорялась, где-то замедлялась. И чем дальше, тем сложнее это делать.

 

 

- Почему?

 

- Потому что появляются уже опытные, искушенные игроки, за плечами которых сотни комнат. Но также много людей, которые приходят в комнаты и в первый - второй раз. Угодить и тем и другим – непросто. Т.е. наша задача – создавать такой блокбастер, который понравится и новичкам, и критикам, и массовому зрителю

 

- Тебе интересно было самому наблюдать за попавшими внутрь – как они ведут себя? Оказавшись в такой терра-инкогнита, люди начинают доверять самим себе, или другим людям?

 

- Безусловно, квест-комнаты на Западе, в США, нередко используются HR-ами как своего рода тимбилдинг, более того, это не только то, что создает и укрепляет команду, но и своего рода тест. Тест, который позволяет узнать руководству кто как себя ведет в необычных ситуациях. Сразу видно кто берет лидерскую роль, кто наоборот отстраняется, чтобы спокойно проанализировать ситуацию, кто начинает мельтешить и создавать неконструктивную суету… Люди, безусловно, открываются в новом ключе, и за этим они к нам и приходят. Наша задача перенести их из будней, а так или  иначе вокруг них будни – их обычный город, обстановка повседневности –, туда, где они никогда не окажутся: в школу магии, например;на лунной базе, в новых дивных мирах. И более того, чтобы, войдя в дверь, они не просто оказывались в новом мире, а чтобы за каждой новой дверью, даже в рамках одной игры – их ждало что-то новое. Чтобы постоянно было развитие. Чтобы они не заходили в библиотеку Хогвартса, а потом в другую библиотеку, а потом в третью, а чтобы это как-то развивалось. Чтобы каждый раз, когда дверь открывается, гости говорили «Ух ты!».

 

- Ты сам проходил все свои квесты? Как они тестируются, кто первый раз заходит в комнату?

 

- Первый, кто заходит в комнату после того, как выходят строители, инженеры и я, это наши операторы-сотрудники. В первую очередь тестируем на тех, кого не жалко (смеется).

 

- Ну, они тоже не целевая аудитория, понятно, что на 10-ый раз они быстрее пройдут любые задания.

 

- Ну, первые игры – это тесты-тесты, чтобы все работало, ничего не сломалось, чтобы логика загадок и подсказок, которую мы заложили, была доступна нормальному человеку. Потом уже мы начинаем приглашать друзей, потом начинаем открывать какую-нибудь неделю за полцены, приглашать каких-то известных людей в Одессе. Некоторые вон пытаются быть квест-блоггерами.

 

- Да, в Одессе уже есть мобильные приложения и рейтинги. Комнат уже огромное количество – около 300 уже?

 

- Год назад перевалило за сто, потом еще добавилось, потом что-то закрылось. До 200, скажем так, сейчас.

 

- Пару слов о конкуренции – Breaking bad и другие ваши квесты считаются лучшими в Одессе? Тяжело ли держать марку, учитывая, что индустрия эскейп-румов активно развивается?

 

- Мы сейчас живем в 2018-ом году, но стройками нашими мы живем уже далеко в конце 2019-го года, потому что сейчас строится порядка шести комнат новых.

 

- Можешь сказать, что «Мышеловка» в Одессе разогрела рынок и подготовила почву для всех остальных?

 

- Безусловно, мы задали огромное количество трендов, которые уже де-факто являются стандартами для нашего одесского рынка, да даже для украинского. И я продолжаю встречать людей, для которых Мышеловка была первым квестом и тем впечатлением, благодаря которому они полюбили это развлечение.

 

 

- Есть ли идеи новых комнат для детей, например? Появляются малыши, которые только начинают открывать для себя квест-румы, что бы ты им посоветовал?

 

- У нас сейчас в планах квест на очень популярную детскую тематику. Мы пока даже еще не начали его делать, мы просто его запланировали. Мы знаем, что он будет чисто детским, и что он будет на супер-хитовую тему. У детей немножко иначе работает восприятие: им не надо это преодолеть как полосу препятствий, им не надо отрываться от рутины. Их вполне устраивает, что они оказываются в сказке. С ними есть некий проводник – сотрудник «Мышеловки» или папа-мама, и они уже находятся в фильме. Нам взрослым надо больше: нам надо самим быть героями, самим преодолевать трудности, самим открывать двери. А детям это не нужно. Их устраивает, что кто-то придет, откроет для них дверь, они пройдут дальше и окажутся там.

 

- Были забавные случаи?

 

- Достаточно часто у нас в квест-комнатах делают предложения руки и сердца. Приходят к нам и говорят: «Можно я где-то в конце спрячу кольцо и в какой-то торжественный момент его вручу?»  - Да. «Окей», - говорим мы. Мы уже привыкли. Уже не одна свадьба была сыграна.

 

- А бывало такое, что кольцо не находилось или невеста отказывала?

 

- Нет, так не бывало. Мы же показываем, где кольцо лежит, на всякий случай. А так, чтобы отказалась… Ну, при нас нет. Может, она потом отказалась… Но в ту секунду все работает хорошо. Есть у нас также молодой человек, который приходит к нам в комнаты на свидания. Он приводит девушек…

 

- Каждый раз новых?

 

- Да, а комната та же. И он…

 

- Старается не показывать, что выучил уже, где что лежит?

 

- Ну, мы тоже с пониманием относимся к его ситуации. Каждый раз его заново спрашивают операторы, как положено, бывали ли вы раньше в квест-комнатах?

 

- А с детьми курьезы бывали?

 

- Ну, вот буквально вчера написал в чате один из моих сотрудников, что играет в комнате детективное бюро, где надо найти 7 ключей семья: ребенок двух-трех лет, мама, папа. Они что-то ищут. Ребенок суетится, бегает под ногами, разбрасывает какие-то бумаги и папки. Потом папа находит ключ и говорит сыну: «Держи, Паспарту! Повесь на связку». Паспарту – это как в Форте Боярд – персонаж, который был низкого роста.

 

- Были ли моменты, когда что-то в процессе не получалось и хотелось все бросить? - Вдруг не окупится это все, да и кому это нужно? Или ты был с самого начала уверен в концепции и в том, что все выгорит и будет работать?

 

- Как только мы открылись, было, конечно, волнительно, потому что люди вообще не понимали что происходит.

 

- С подобным форматом никто не был знаком?

 

- Мы тратили очень много времени на то, чтобы объяснить, что людям нужно делать. Что от них требуется. И это прямо было… Мы долго рассказывали что нужно быть внимательными, все осмотреть, смотреть подсказки, искать предметы, думать как их применить – то, что уже давно не делаем. Благо тут помогли наши друзья из мира различных интеллектуальных игр, которым это все давалось легче, которые рассказывали все это своим друзьям, и помогали в продвижении.

 

- И напоследок, что бы ты хотел сказать своим гостям?

 

- Ключевое, что часто отпугивает людей, это то, что им все это кажется не по плечу. Что это высоколобые игры для каких-то ботанов, и только если ты КМС по шахматам или шашкам, ты там справишься. Это отнюдь не так. Это крутое развлечение. Если вам нравится ходить в кино, ходить в боулинг, вам понравится и квест-рум. Это развлечение для всех-всех.

Похожие Теги: квесты игры квест-рум
Поделиться:

Другие материалы