Об унынии на Одесском морвокзале: прошлое и будущее

Само словосочетание «Одесский морвокзал» звучит претенциозно и, кажется, обещает восторг от посещения этого места. Но в реальности, к сожалению, всё иначе. И ведь так долго выбирали правильный особенный проект для Одессы, а в результате всё потеряли. Ну, как минимум, такое ощущение появляется после прогулки по морвокзалу. И даже кинетический фасад не спасает.


Одесский морвокзал был открыт в 1968 году, хотя первые проекты появились ещё в начале 50-х годов XX века. Интересно, что до этого времени как такого морского вокзала в Одессе в принципе не существовало. Вернее, им как бы являлось не большое двухэтажное здание, находящееся на Военном молу, а попасть к нему можно было либо с моря, либо с улицы Приморской 9справа от Военного спуска). Именно там в советское время швартовались пассажирские суда. Но было понятно, что городу уже просто необходим настоящий и современный морской вокзал и его решили возводить на Новом молу. Первые проекты были выполнены в духе популярного тогда сталинского ампира, но времена менялись и в результате был одобрен вариант, предложенный архитекторами Головиным и Кремляковым. В их представлении здание морского вокзала должно было напоминать настоящий пассажирский лайнер, построенный из стекла и железобетона. Собственно, именно таким мы все и знаем Одесский морвокзал. Конечно, он уже не кажется грандиозным или огромным, но для 60- х годов прошлого столетия таковым он точно казался.

Об унынии на Одесском морвокзале: прошлое и будущее - изображение №1
Об унынии на Одесском морвокзале: прошлое и будущее - изображение №2
Об унынии на Одесском морвокзале: прошлое и будущее - изображение №3

Первая реконструкция морвокзала была проведена в 1994 году – сделали капитальный ремонт и осовременили интерьерную отделку, расширили внутренние помещения и устроили яхт-клуб. А склады, расположенные на подземном уровне, переформатировали под концертно-выставочный комплекс. И, наконец, в 2001 году на Новом молу появилась высотная гостиница «Кемпински». Казалось, будущее Одесского морского вокзала предрешено – роскошные морские ворота Украины, вызывающие восторг путешественников и гордость одесситов. Плюс ко всему появились два памятника – «Золотое дитя» Эрнста Неизвестного и «Жене моряка» Александра Токарева, что ещё больше привлекало гуляющих. Но что-то пошло не так. И сегодня «морские ворота Украины» вызывают недоумение даже у одесситов, которые уже ко многому привыкли. А вот, какие мысли появятся у потенциального иностранного туриста даже сложно представить. Ведь на всех международных выставках, в которых так любит принимать участие одесский департамент культуры, город позиционируют ни больше, ни меньше, а как «жемчужину».

Об унынии на Одесском морвокзале: прошлое и будущее - изображение №4
Об унынии на Одесском морвокзале: прошлое и будущее - изображение №5

По одесской традиции начинаем от моря. Здесь перед яхт-клубом, который и в середине мая выглядит не очень впечатляюще просто из-за практически отсутствия яхт, стоит церковь Николая Чудотворца, освящённая в 1994 году. На стене, обращённой к морю, ещё в 2014 году мозаичисты выложили изображение Святого Николая – покровителя моряков и путешественников. А справа и слева от церкви идут две лестницы, ведущие на главную площадку Нового мола. Там же жизнерадостные надписи о том, что «солнечный морвокзал ждёт тебя». Вот только, сложно поверить в искренность этих фраз, глядя на разбитые ступеньки – тут логичнее была бы надпись «смотрите под ноги, опасно для жизни».

Об унынии на Одесском морвокзале: прошлое и будущее - изображение №6
Об унынии на Одесском морвокзале: прошлое и будущее - изображение №7
Об унынии на Одесском морвокзале: прошлое и будущее - изображение №8
Об унынии на Одесском морвокзале: прошлое и будущее - изображение №9
Об унынии на Одесском морвокзале: прошлое и будущее - изображение №10
Об унынии на Одесском морвокзале: прошлое и будущее - изображение №11

На верхней площадке, расположенной «за спиной» церкви, находится своеобразное место памяти – здесь установлены мемориальные доски и находится мини-музей якорей под открытым небом. Вот только всё это не рассчитано на иностранного гостя. Хотя в этих знаках заключается большая и важная часть одесской истории.

Об унынии на Одесском морвокзале: прошлое и будущее - изображение №12
Об унынии на Одесском морвокзале: прошлое и будущее - изображение №13
Об унынии на Одесском морвокзале: прошлое и будущее - изображение №14

Конечно, здесь привлекает внимание трогательный памятник «Жене моряка» работы скульптора Александра Токарева. Но он здесь уже давно, так что пока бросается в глаза, что что основным благоустройством последнего времени стала покраска забора, причём по всему периметру покрасить очевидно не успели. Да и столбы с рекламной надписью «морские прогулки» выглядят крайне ненадёжно. Такими же заброшенными кажутся и две клумбы возле гостиницы, которая невероятно быстро утратила статус и из «Кемпински» превратилась в «Одессу, а потом и вовсе закрылась. Такое запустение можно было бы списать на пандемию и карантин, но всё это началось значительно раньше.

Об унынии на Одесском морвокзале: прошлое и будущее - изображение №15
Об унынии на Одесском морвокзале: прошлое и будущее - изображение №16
Об унынии на Одесском морвокзале: прошлое и будущее - изображение №17
Об унынии на Одесском морвокзале: прошлое и будущее - изображение №18
Об унынии на Одесском морвокзале: прошлое и будущее - изображение №19
Об унынии на Одесском морвокзале: прошлое и будущее - изображение №20
Об унынии на Одесском морвокзале: прошлое и будущее - изображение №21
Об унынии на Одесском морвокзале: прошлое и будущее - изображение №22
Об унынии на Одесском морвокзале: прошлое и будущее - изображение №23
Об унынии на Одесском морвокзале: прошлое и будущее - изображение №24
Об унынии на Одесском морвокзале: прошлое и будущее - изображение №25
Об унынии на Одесском морвокзале: прошлое и будущее - изображение №26

Здание морвокзала уже местами утратило первоначальную идею – всю задуманную динамику в архитектуре, сочетающуюся с легкостью и прозрачностью. Да и концертно-выставочный зал тоже давно уже не является достопримечательностью, и не выглядит ею тоже. Напомнить о былом величии не получилось даже с помощью экстравагантной идеи создания кинетического фасада. В теории 5 тысяч металлических пластин, установленных вместо зеркальной стены, должны были создавать эффект волны с помощью движения ветра. На деле это выглядит просто странно, а обошлось почти в 13 миллионов гривен.

Об унынии на Одесском морвокзале: прошлое и будущее - изображение №27

При этом очень странно, что уже много лет не доходит дел до реставрации корпуса, через который с улицы Приморской можно попасть на морвокзал. Вот здесь уж точно всё находится совершенно не в туристическом состоянии – достаточно провести взглядом по стенам и потолку. И это уже не говоря о морально устаревших сувенирных киосках. Но зато с обратной стороны грязные стекла заклеены баннерами – какие есть в Одессе памятники архитектуры (Оперный театр) и какие яркие события ждут одесситов и гостей города в ближайшее время (неужели фестиваль в «Ракушке»?).

Об унынии на Одесском морвокзале: прошлое и будущее - изображение №28
Об унынии на Одесском морвокзале: прошлое и будущее - изображение №29
Об унынии на Одесском морвокзале: прошлое и будущее - изображение №30
Об унынии на Одесском морвокзале: прошлое и будущее - изображение №31
Об унынии на Одесском морвокзале: прошлое и будущее - изображение №32
Об унынии на Одесском морвокзале: прошлое и будущее - изображение №33
Об унынии на Одесском морвокзале: прошлое и будущее - изображение №34
Об унынии на Одесском морвокзале: прошлое и будущее - изображение №35
Об унынии на Одесском морвокзале: прошлое и будущее - изображение №36

И, конечно, как бы там ни было всё равно дух захватывает от видов моря и неба. Милым сердцу звуком раздаётся гул маяка в туманное время, а портовые краны, напоминающие миролюбивых жирафов, трудятся без устали сутки напролёт. И можно, разумеется, закрыть глаза на многое. Но как же хочется, чтобы в Одессе всё же оставалось то, чем ещё можно восхищаться. И речь не о странных концертах на морвокзале. Ведь, если Одесса – морские ворота Украины, то чем же гордиться прежде всего, если не морвокзалом?