Об озвучивании остановок в одесском транспорте: история от первого лица

История о том, как одессит Максим Астахов не просто задумал проект по озвучиванию остановок в общественном транспорте, но и добился результата, несмотря на бюрократические проволочки и отсутствие финансирования. Об этом он рассказал на своей странице в Facebook. Читаем и вдохновляемся.


Для кого и зачем

 

Для себя, для тебя, для гостей города. И для тех незащищённых граждан, которым озвучивание остановок — жизненно важно.

 

Это не прихоть или показатель крутости в невидимой гонке. Это ещё один шаг к тому, чтобы признаться себе, что у города есть проблемы, требующие немедленного решения.

Идея родилась летом 2017 года, когда я часто ездил на общественном транспорте и, не доставая телефон в переполненном вагоне, было трудно определить своё местоположение.

 

Туристы, приезжающие из других городов и стран, которые не могут понять, куда едут и где вообще находятся. Слабовидящие и пожилые люди, у которых нет смартфонов и возможности узнать, где они сейчас. Для них озвучивание остановок — это не опция, а необходимость.

Позднее, в августе, обратился в ОГЭТ (КП «Одесгорэлектротранс») с предложением взять на себя запись озвучивания остановок для трамваев и троллейбусов. В течение недели получал отговорки, что все заняты и некому этим заниматься. А потом, в разговоре, секретарь ответил: «Это нам неинтересно, разве вы не поняли? Зачем вы обращаетесь по несколько раз с одним и тем же вопросом?»

 

Тогда я решил найти обходной путь – зашел на сайт ОГЭТ, нашел приёмное время у начальника департамента и позвонил, чтобы записаться на прием. Узнав мой голос, мне с порога решили снова отказать, но звонил-то я уже по другому поводу, поэтому пришлось записать.


В тот же вечер мне перезвонили и попросили не идти на встречу, а написать письмо на почту, чтобы рассмотреть заявку. С этого момента закрутился маховик прогресса.

Описав в письме предложение, в ответ получил номер телефона главного инженера – Каташинского Александра Валентиновича. Связавшись с ним, узнал, как он был удивлён, что мне не давали прийти с этой идеей – она оказалась востребованной.

После выяснения текущей технической возможности в транспорте, предложил материализовать проект в виде демозаписи, которую прослушают и примут решение о дальнейшем сотрудничестве. Получил список остановок 28 трамвая.


Впереди предстоял этап записи демо, а для этого нужны:

 

  • студия
  • звукорежиссер
  • голос
  • перевод названия остановок на английский язык
Максим Астахов

Для записи демо обратился к одесским радиостанциям. Открыл 2Гис и нашел контакты 24 офисов. В течение 3-4 дней обзвонил все с просьбой помочь с социально-важным проектом. Из всех только 1 радиостанция проявила интерес. Остальные дали отказ, говорили, что дорого обойдется, что это сложно, а зачем это надо и т.д.


Когда понял, что помощи ждать неоткуда – начал спрашивать у знакомых, есть ли у кого-то хороший микрофон. Спасибо, Валерий Таужнянский за то, что дали на несколько дней свой.

 

Студию пришлось организовать прямо на кухне, микрофон уже был. Необходим был голос и перевод. С этим помогла Екатерина Королева. Спасибо тебе за то, что прониклась идеей, перевела названия остановок и поделилась голосом для записи. Получилось круто.

Когда демо было готово, вернулся в ОГЭТ с результатами – встретили меня дружелюбно. Договорились о том, что проект имеет все шансы на жизнь. Были выдвинуты требования — запись должна быть качественной и озвучены должны быть все остановки общественного транспорта (трамваев и троллейбусов)

 

К списку необходимого прибавились:

 

  • список всех остановок общественного транспорта
  • каждая остановка должна была быть отдельным файлом, чтобы можно было составлять маршруты.

Долго искал, кто поможет с качественной записью, пока не подсказала Лилия Козырская. Она посоветовала крутого человека.Спасибо тебе за это

 

Договорился о встрече с Игорем Рабиновичем. Рассказал кратко суть проекта. Понравилось, решили сделать все возможное)) Спасибо тебе, Игорь, что не отказал и согласился помочь, хотя у меня на вооружении была только история и демозапись. Ты очень классный человек, с открытой душой и добрым сердцем.

 

Следующий этап — необходимо было получить список всех остановок. Вот тут и начались первые проблемы. На протяжении почти трёх месяцев приходилось звонить ежедневно, чтобы получить полный перечень. Каждый раз я получал отговорки –то сейчас нет времени, то нет ответственного человека.

Когда устал ждать, то просто оделся утром и приехал к моменту открытия офиса. Пришлось побегать между кабинетами, чтобы понять, где может быть необходимая мне информация. Спустя час, я сидел рядом с бабушкой, которая пыталась найти заветный файл на компьютере. К сожалению, пришлось потратить ещё около 15 минут, чтобы найти его. Оказалось, что в департаменте нет единой структуры файлов, всё находится в беспорядке. Сам бы я полдня разгребал все эти документы. Когда было найдено всё необходимое, я в приподнятом настроении уехал на работу.

 

Добравшись вечером домой, я был огорчен, что в файлах не было сплошного нумерованного списка, только разбитые по маршрутам, часть на русском, а часть на украинском. Больше 3 000 записей.

 

Предстояла кропотливая работа по копированию всех названий в гугл таблицы, чтобы потом с помощью формул отобрать уникальные, а дубликаты удалить. Когда казалось, что работа выполнена — открылся ещё один неприятный момент. Формула убрала только точные совпадения, а в файле всплывали новые и новые формы записи названий. Тут пришлось потрудиться и вручную очищать остатки. Каждой остановке был присвоен свой уникальный номер и занесен в реестр. После этого надо было перевести все остановки на английский язык.

 

Тем временем со мной связался Игорь и рассказал про шикарного актера и диктора Олега Карпенко. Сказал, что поделился идеей и Олег согласился. Я послушал несколько записей на украинском и английском языках, и мне очень понравилось.

Когда названия всех остановок были переведены, а студия и голос найдены, мне оставалось получить финальное подтверждение, что мы делаем этот проект, так как за прошедшие несколько месяцев планы у департамента могли поменяться.

 

Запись и монтаж были сделаны в течение одного месяца. Но дальше снова начались проблемы. Отправленные аудиофайлы никак не могли прослушать и дать обратную связь по ним – что еще надо было изменить, чтобы выпустить озвучку в жизнь. Эта возня с получением сигналов о движении заняла еще несколько месяцев, так как сроки постоянно откладывались, а людей, отвечающих за это направление то не было, то у них самих не было времени.

 

Приближался август 2018 года – почти год прошел с момента, как начался проект.

 

И вот в конце месяца я получил все необходимые подтверждения. Необходимо было успеть каждый файл переименовать, чтобы поместить уникальный номер и название остановки. И все это надо было сделать для двух языков. Всё для того, чтобы операторам было проще потом собрать все файлы по отдельным маршрутам.

 

Меня попросили завершить работу ко Дню города, так как планировалось, что трамваи с озвучкой поедут именно на праздник. 
Задача была выполнена – файлы на украинском языке сброшены. Английский решили перенести на новый туристический сезон.

Итого на проект было потрачено больше года, хотя можно было сделать за два месяца. Это цена бюрократических проволочек, человеческой лени, отсутствия автоматизации и структуризации. На данный момент ещё не все вагоны оснащены, но этот процесс теперь зависит от ресурсов ОГЭТ.

 

Но есть и хорошая сторона — ценный опыт и факт, что голос Олега уже звучит в некоторых трамваях. А еще несколько ценных уроков:

 

  • договориться с городскими департаментами можно
  • это можно сделать без связей и нужных рукопожатий в узких коридорах
  • когда тебе говорят «нет», это не значит, что это Нет!!!, жми, ищи обходные пути к своей цели
  • если что-то требует больших ресурсов, то сделай демо, докажи жизнеспособность идеи и своего желания что-то реализовать. Если демо, сделанное за неделю провалится, будет не так обидно, как если бы ты занимался им несколько месяцев/лет

 

А еще — каждый из нас может решить минимум одну проблему своими силами и не стоит жаловаться, что у нас народ ничего не может сделать и ничего не решает. Мы — не стадо овец и можем управлять своей жизнью и комфортом. И государство или физическое местоположение тут не имеет значения.

 

Оригинал

Подписывайтесь на наш канал в Telegram.