Document
Об одном из самых говорящих зданий Одессы: немного символов

В конце XIX века Александр Бернардацци получил предложение поучаствовать в строительстве здания для Новой биржи в Одессе. В итоге он и руководил процессом, и именно его имя связывают с нынешней филармонией. Но интересен сам подход архитекторов к строительству – на здании буквально всё написано, и это невероятно интересно.


Когда-то в Одессе существовали не только должность главного архитектора, но и сам главный архитектор. А проекты больших зданий, предлагаемых к строительству, попадали на всемирные конкурсы. В результате специальный комиссии выбирали лучший вариант, который уже воплощали в жизнь в Одессе. И, стоит отметить, именно так и должно быть, особенно если дело касается исторического центра города.

Так, к примеру, среди 30 вариантов здания Новой биржи был выбран проект Викентия Прохаски – родился в Чехии, учился в Вене, работал в Одессе. А вот руководить строительством пригласили известнейшего Александра Бернардацци, который проект переработал, но суть сохранилась – можно сказать, что в некотором роде прототипом здания Новой купеческой биржи авторы выбрали ни что-нибудь, а дворец Дожей в Венеции. Над созданием этого памятника архитектуры практически пять лет (с 1894 по 1899 годы) работали архитектор Александр Бернардацци при участии Викентия Прохаски и Владислава Домбровского; скульпторы Марк Молинари, Леопольд Менциони и Борис Эдуардс; художники Джузеппе Кассиоли и Николай Каразин. И результат даже превзошёл ожидания. Отдельного упоминания достойны интерьеры сегодняшней Филармонии – деревянный потолок зала, например, сделан без единого гвоздя из ливанского кедра, позолочен и расписан, великолепный панно и даже дверные ручки…

Но сегодня мы смотрим на фасад здания, построенного для Новой купеческой биржи, впрочем, за один раз коснёмся только лоджии. Её арка оформлена орнаментами и инкрустациями из искусственного разноцветного камня, а высота составляет 21 метр. Стоит отметить, что на строительство здания потратили около одного миллиона царских рублей – сумма неслыханная, только Оперный театр, пожалуй, обошёлся дороже. А на открытии Новой биржи, 29 июня 1899 года, выступил председатель строительной комиссии и один из самых богатых одесситов того времени Яков Новиков: «Я коснусь только архитектурной части этого здания. Оно олицетворяет то, для чего оно предназначено. Оно построено из материалов, привезённых из других стран: мраморные переплёты из Италии, стёкла из Германии, украшения лоджии из Австрии»

И прежде всего обращает на себя внимание белая мраморная лестница, по обеим сторонам от которой стоят ростральные колонны. На них представлены носы кораблей, символизирующие морскую торговлю, и драконы, выполняющие защитную функцию. На каждой колонне находится глобус, олицетворяющий весь мир, который удерживают рыбы – такая параллель с тремя китами. Кроме этого, можно рассмотреть два барельефа – на морскую тематику (якорь, знак корабля, флаги) и торговую (здесь уже якорь скрещён с кадуцеем). И над всем этим богатством плафон, символизирующий небесный свод с изображением 12 зодиакальных домов.

Здание построено в неомавританском стиле, хотя часто можно услышать понятие «неоренессанс» и «итальянская готика». Цокольная часть здания выполнялась из искусственного материала – смеси бетона с добавлением мелкого и крупного песка, толчённого стекла, сажи, аквамарина. Фасады отделаны каррарским мрамором, бендерским камнем и терракотовой плиткой. Плюс повсюду символы земледелия, морской торговли, и, конечно, голова льва, выполянющая и защитную функцию и как бы напоминающая о том, кто хозяин жизни в этом городе.

В 1900 году – к 50-летию профессиональной деятельности – был установлен бюст Александра Бернардацци, который как бы находится в рамке, на которые представлены иконки, раскрывающую профессиональную деятельность всех участников создания Новой биржи: здесь атрибуты художников, скульпторов, кузнецов, строителей и не только. Под скульптурным портретом изображен парящий орёл со свитком в лапах. А орёл, между прочим, считался солнечной птицей Юпитера и олицетворял достоинство, вдохновение, духовную силу и победу. Пальмовая ветвь над свитком является атрибутом победителя и влиятельного человека, сам свиток символизирует учения и знания, а лавровая ветвь говорит о вечной славе и памяти, в которой, по задумке авторов, должны сохранится шедевры Александра Бернардацци.

К сожалению, сегодня здание бывшей Новой биржи выглядит уставшим, но каждый раз его масштаб и энергия завораживают. Ходят слухи, что в скором времени филармонию планируют отреставрировать, и очень хочется верить, что этот памятник архитектуры всё же будет сохранён.

 

Но буквально на днях президент Владимир Зеленский заявил о том, что здание филармонии является приоритетным объектом культурного наследия и будет включено в программу «Большая стройка». То есть в следующем году его ждёт капитальный ремонт, что не может не радовать. И очень хочется верить, что этот памятник архитектуры всё же будет сохранён.