Document
Об Одессе, градостроительстве, урбанизме и ответственности: прогнозы Николая Чепелева

Говорить о градостроительстве в Одессе вроде уже не приходится – город давно построен, границы его определены, но при этом большая стройка в городе продолжается. Архитектор Николай Чепелев называет этот процесс «диким девелопментом» и прогнозирует два возможных пути развития – хороший и не очень. Разбираемся с перспективами Одессы на ближайшее будущее.


Николай Чепелев – одесский архитектор, придерживающийся позиции, что исторический центр необходимо сохранять, но не музеефицировать. На месте ветхих зданий есть смысл строить новые и современные, но только с условием, что они вписываются в общую концепцию исторической застройки. А для того, чтобы была понятна концепция, необходимо создать так называемый мастер-план или стратегию развитию. И вот здесь появляется понятие «урбанизм», одна из расшифровок которого звучит следующим образом: «направление в градостроительстве XX века, утверждающее необходимость создания и развития больших городов». То есть город, даже с уже определёнными границами, должен развиваться, а не стоять на месте.

Так, собственно, происходило и в любимый всеми нами золотой век Одессы. На протяжении всего XIX и начала XX веков строительство не останавливалось – на месте двухэтажного дома Крамарёва появился Пассаж, а сгоревший Городский театр заменили новым и современным зданием Оперы, которое и сегодня впечатляет. Таким образом, качественные современные здания и сегодня могут становится украшением Одессы на века. Но пока есть спрос на смарт-квартиры, а экономическая ситуация оставляет желать лучшего, мы получаем что-то типа застройки Гагаринского плато. Николай называет этот район «маргинально-депрессивно-туристическим кластером» и считает, что придёт ещё время, когда все эти здания будут сносить. Но пока спрос существует, и несмотря на то, что вроде как одесситы не хотят жить в этих так называемых «человейниках», квартиры там всё равно раскупаются. Но в большинстве случаев это своеобразная инвестиция, вложение денег во что-то более реальное, чем украинские банки. Да и квартиру в когда-то элитном районе сегодня можно купить дешевле, чем в таком же здании, но на Французском бульваре или даже Молдаванке. Так какими же могут быть пути развития Одессы?

«У Одессы пока ещё есть два варианта. Либо начать следовать практике успешных современных европейских городов – например, Копенгаген ещё в 1947 году придумал и воплотил мастер-план (иллюстрация ниже - прим.ред), ориентированный на каждого из жителей. И спустя десятилетия понятно, что город успешно развивался согласно этому плану. Либо продолжить идти по дикому пути, ведущему к тому, что Одесса как бы останется, но ничем не будет отличаться от любого другого провинциального украинского города. И здесь важно взаимодействие городской власти и застройщиков. Так, типографию Фесенко можно было отстоять на местном уровне, было бы желание. И, конечно, важна позиция горожан. Пора привыкать к идее, что мы не просто можем, но и обязаны реагировать на то, что происходит в городе.»

Николай уверен в том, что люди – это главный ресурс города, ведь городской бюджет формируется по большей части из налогов. И точно также именно люди должны влиять на происходящее в городе. Начинать можно с малого – ходить на выборы и требовать от депутатов выполнения ими же данных обещаний. Но явка на последних выборах показала, что одесситы в принципе не очень интересуется теми, кто займёт места в мэрии. И в то же время между собой недовольны происходящим. А так система больше не работает. Своё недовольство необходимо выражать – жалобы на горячую линию, выходы на митинги, озвучивание собственной позиции в соцсетях. Только в таком случае у нас появится шанс создавать удобный для нас город во всех смыслах – начиная с реакции на пропавший люк и заканчивая протестом против незаконного строительства.

Кстати, Николай озвучивает ещё одно не очень популярное среди одесситов мнение, связанное с историческими зданиями. На его взгляд, жителям домов, причисленных к памятникам архитектуры, необходимо объединяться, потому что жизнь в центре города – это не только удовольствие, но и общая ответственность. Вот только советская эпоха буквально уничтожила понятие «ответственности за жильё» – квартиры выдавались в порядке очереди и, во-первых, пропадало ощущение ценности, а, во-вторых, казалось, что всеми вопросами в принципе должно заниматься государство. Но в условиях капитализма такие правила не работают. И для того, чтобы городская власть начала работать на благо горожан, последним необходимо научиться высказывать свою позицию громко. Так это происходит в тех развитых странах, на которые нам так хочется ориентироваться. Если условный мэр не выполняет свои обещания, его больше не выбирают.

«Да, к сожалению, сегодня у нас нет законодательной базы и многое упирается в политическую волю руководства города. Но тем больше необходимо реагировать на происходящее. В принципе, можно привести в пример Летний театр. Пожалуй, на митинге в его защиту было рекордное количество горожан, и как бы там ни было на его месте сегодня не стоит запланированная высотка.»

Но есть и хорошая новость. Она заключается в том, что некоторые ведущие застройщики начинают задумываться о том, что идея комфортного города – это не просто громкие слова, а необходимость. И ориентироваться надо на потребности горожан, которых порядка миллиона человек. Об этом необходимо задуматься и городской власти, ведь для пополнения бюджета при отсутствии промышленности неотвратимо начинается борьба за человека. А люди будут оставаться в Одессе (то есть платить налоги) в том случае, если им в Одессе комфортно. У этого комфорта есть три основные составляющие – безопасность, место для жизни, место работы.

И если всё совпадёт – голос горожан и политическая воля – город начнёт развиваться в правильном русле. Строительство станет логичным, реставрация здоровой, а жизнь комфортной.  Но может начало уже положено? Например, в Одессе уже 4 месяца работает пешеходный центр, появляются велодорожки, по городу ездит всё больше новых трамваев и троллейбусов, а Новощепной ряд уже напоминает цивилизованную улицу. Возможно, Одесса когда-то всё же станет городом, в котором одесситам будет комфортно и безопасно?

 

Иллюстрация: Николай Чепелев