Об истории акушерства в Одессе и странных ритуалах в прошлом

Сегодня всё чаще возникает вопрос, какие роды для женщины лучше. В целом, этот вопрос всегда был важен, но не всегда в приоритете была забота о женщине. Рассказываем о древних традициях, главных проблемах и истории акушерства в Одессе.
 


Одними из первых о необходимости правильного подхода к родам задумались древние египтяне. Женщину укладывали на специальный коврик в похожем на храм помещении. По углам этого ковра устанавливали фигурки божеств, помогающих родить. На родах всегда присутствовало четыре жрицы, которые должны были поддерживать роженицу, в основном, добрым словом и молитвой каменным идолам. 

 

Древние греки и римляне пошли более рациональным путём, хотя всё ещё далёким от вменяемого. Для родовспоможения они использовали отвары. Рецепт был прост и незамысловат – земляные черви, плацента козленка, гусиный послед. А для закрепления результата историк Плиний старший рекомендует класть на живот беременной женщины правую лапу гиены для ослабления болей. Но, кроме шаманских штучек, римляне подарили нам первые конструкции кресел и столов для родов. А также операцию кесарева сечения. В условиях отсутствия наркоза и полной антисептики, операция была летальной для женщины, но помогала спасти ребенка. Поэтому и выполнялась только в случае смерти женщины прямо в родах, в попытке дать шанс выжить ребенку.
 

Об истории акушерства в Одессе и странных ритуалах в прошлом - изображение №1

Средневековье в Европе было непростым, и в это время качество медицины шагнуло сильно назад. Пострадали из-за этого и беременные в том числе. Женщины сословий пониже зачастую рожали дома: кровать роженицы огораживали простынями от остальной комнаты, на родах присутствовала повитуха иногда мать или сестра. Больше всего тогда боялись первых родом – для четверти беременных они заканчивались летально. Но, если в первый раз всё складывалось удачно и женщина выживала, в дальнейшем риск снижался. 

 

Всё иначе, конечно, происходила в семьях монархов – там женщины рожали в королевских покоях в присутствии священника и лекарей. Вместе с ними в комнате должны были присутствовать несколько сот придворных, которые ожидали рождения наследника. Если рождался мальчик, прямо в комнате с только что родившей женщиной начались празднования в честь будущего монарха. Если девочка – все расходились молча. В средневековье ещё не знали, что пол ребёнка зависит только от отца и ответственность возлагали исключительно на мать. Существовали даже специальные правила: как сидеть, что говорить и что есть во время беременности, чтобы родить желаемого наследника престола. Кроме того верили, что пол ребёнка можно поменять даже во время родов. 
 

Об истории акушерства в Одессе и странных ритуалах в прошлом - изображение №2

Начиная с XVI века, к родам стали подходить более ответственно. Стали открывать прообразы первых родильных домов и женщины всё реже рожали дома. Родильные отделения чаще всего открывали на базе больших больниц. Тут за ними наблюдали специализированные врачи акушер-гинекологи. Помощь при родах перестала быть интуитивным ремеслом. Но поначалу появление родильных отделений не помогало женщинам, а даже наоборот: если дома в родах умирала каждая четвёртая женщина, то в первых родильных учреждениях умирала половина. Долгое время не могли понять этот феномен. Женщины всё чаще предпочитали «домашний» риск, нежели смерть от «родильной горячки» в палате.

 

Первым понял причину такой смертности венгерский акушер-гинеколог Игнаций Земмельвейс. Он обратил внимание, что большинство врачей приходили принимать роды прямо из морга, где практиковали свои знания анатомии. Вытерев руки о сюртук, они сразу начинали осматривать беременную женщину. Естественно, ни о каких перчатках речь тогда ещё не шла. Именно Земмельвейс запретил осматривать пациентку женщину до тех пор, пока врач не обработает руки раствором хлорной извести. Смертность сразу снизилась в десятки раз. Благодаря этому Земмельвейс сейчас известен, как основоположник правил асептики в медицине.
 

О родах в Одессе
 

История акушерства в Одессе начинается с небольшой палаты в старой городской больнице. Как и в Европе того времени, беременных вели «повивальные-бабки» или «повитухи». Они и стали прообразом современных акушеров. Несмотря на название, у этой профессии не было ничего общего с народным повиванием – на сахар ребёнка никто из родовых путей не выманивал и отварами полыни не поил. А для того, чтобы стать повитухой нужно было пройти специальные курсы и получить документ, разрешающий заниматься такой деятельностью.

 

И вот в Одессе, благодаря помощи одесского мэра Коцебу, в 1878 году на углу улиц Старопортофранковской и Градоначальницкой, выстроили здание повивальных курсов. Через несколько лет сюда переехало родильное отделение из городской больницы на Пастера. Учреждение назвали Павловским повивальным приютом. За 130 лет здание не сменило своего предназначения – здесь и сейчас находится роддом.
 

Об истории акушерства в Одессе и странных ритуалах в прошлом - изображение №3

Но первым роддомом считается показательный повивальный приют, построенный в 1892 году по инициативе Григория Маразли и на его деньги. В нём учили повивальных бабок, проводили роды, ухаживали за новорожденными. В советское время родильный дом №1 переехал на улицу Слепнева в новое здание. А на месте старого роддома появилась «стекляшка» обладминистрации.
 

Об истории акушерства в Одессе и странных ритуалах в прошлом - изображение №4

На созданном в начале XX века медицинском факультете одной из первых возникает кафедра акушерства и гинекологии. Вести беременность и помогать при родах начинают врачи. В дальнейшем, уже в советское время в Одессе открыли ещё четыре роддома.

 

Так процесс рождения новой жизни претерпевал самые разные изменения – от ритуалов жриц до современных технологий ХХI века. Но, что любопытно, сегодня у многих женщин зреет мысль вернуться к давним традициям, хоть и без лапки гиены, конечно. Несмотря на совершенно другой уровень профессионализма врачей. Но это, впрочем, личное дело каждой женщины.