Document
Об ипподроме в Одессе: скачки, гонки, полёты и кольцо застройки

Одесский ипподром на сегодня является единственным действующим государственным ипподромом в стране. И всегда он был особенным – его история, его герои, его события. Но вот под большим вопросом сегодня его будущее. Рассказываем об ипподроме – его прошлом и настоящем.


Несмотря на протесты активистов и недовольство горожан, стройка на территории, находящейся вплотную к Одесскому ипподрому идёт полным ходом. На участке в 8,2 гектаров уже в 2023 году планируют сдать две 24-этажных «жемчужины». А потом ещё семь. Строительство идёт на территории, выкупленной ещё 20 лет назад. И вот, очевидно, желание и возможности застройщика совпали по времени. Чиновники тоже решили не препятствовать высотной застройке – уже существующие проблемы улицы Краснова, которая давно перестала быть скоростной дорогой, соединяющей спальные районы и центр, их не особо интересуют. Впрочем, так же, как и историческая ценность этой территории и ипподром в целом. А ведь он мог бы снова стать настоящей изюминкой Одессы – как это было немногим больше ста лет назад.

На территории современной Украины ещё в 60-х годах XIX века работали три ипподрома – Одесский, Киевский и Харьковский. Справедливости ради стоит отметить, что наш появился последним – аж в 1890 году – по инициативе Общества поощрения коннозаводства. Но, с другой стороны, Киевский много раз менял местоположение, а Харьковский после открытия функционировал очень недолго из-за отсутствия интереса к скачкам в стране. А вот Одесский ипподром был невероятно популярен – и не только благодаря прекрасному устройству и непосредственно скачкам. В начале XX века он прославился как место велогонок и полётов на воздушных шарах и аэропланах. Но обо всём по порядку.


Место под ипподром Одесская дума утвердила в 1886 году. И спустя четыре года по проекту архитектора Юрия Дмитренко были построены трибуны и конюшни. Центральным же сооружением был «павильон скачек» − здание оригинальной конструкции с площадкой для оркестра, открытыми ложами и трибунами для зрителей. Высокий шпиль, легкие навесы, тонкие колонны, тенты и арки придавали павильону «воздушность». И даже сейчас можно с лёгкость представить себе зрителей того времени – элегантных мужчин с тросточками и биноклями, и изящных дам с зонтиками и в шляпках. Одесситы всегда были падкими на красивые события и охочими к азартным играм. И ипподром вполне соответствовал всем их ожиданиям.

Но местом притяжения для всех одесситов ипподром стал в начале XX века – технически прогресс никого не оставлял равнодушным. И, конечно, увидеть собственными глазами, к примеру, полёт на воздушном шаре было своего рода фантастикой и волшебством. А сам известный такой полёт осуществил Сергей Уточкин с писателем Александром Куприным на борту:

«…Наш пилот, С. И. Уточкин, говорит, что уже время садиться в корзинку. К этой корзинке мы, трое новичков – И. М. Хейфец, редактор «Одесских Новостей», И. А. Горелик, сотрудник-корреспондент «Русского Слова», и я – пробираемся с очень большим трудом сквозь толпу, обступившую шар… Когда я еще раз поглядел вниз, – площадь аэродрома представилась мне маленьким белым четырехугольником, по которому ходили крошечные люди. Странно: мне показалось, что их не более чем пятьдесят человек, хотя я знал наверное, что их там больше тысячи. На ярко-белом фоне плаца аэродрома, под ослепительным освещением осеннего южного солнца, черные фигуры мужчин и пестрые костюмы женщин производили сверху впечатление какого-то движущегося, опрятного, живого цветника…»

Это отрывок из рассказа Александра Куприна «Над землёй» – впервые он был опубликован в газете «Одесские новости» в 1909 году. Но, даже перечитывая его сегодня, легко испытать все описанные автором ощущения и почувствовать ту новизну эмоций, которую вызывал воздушный шар. А уже спустя полгода, в марте 1810 года, с нашего ипподрома поднялся в небо одессит Михаил Ефимов на аэроплане «Фарман-4», снабжённом мотором «Гном» мощностью в 50 лошадиных сил. Это был первый показательный в империи полёт, а сам Ефимов на тот момент буквально месяц как получил во Франции диплом пилота-авиатора. Даже сегодня наблюдения за самолётами может привести в восторг, поэтому можно представить, что чувствовали одесситы тогда. Сохранилось два ярчайших воспоминания об этом полёте. Одно – из книги «Соперники орлов», а другое из газеты «Одесские новости»:

«К пяти часам дня ипподром представлял собой живописное зрелище. Центральные трибуны и ложи заняли люди побогаче, до отказа забиты дешёвые места. Внизу, вокруг беговой дорожки, разместились ученики технических училищ, кадеты и юнкера… Всё пространство за оградой, где только можно стоять, заполнили безбилетные зрители…»
 

«На беговом поле вчера произошло нечто такое, о чем присутствующие на нём когда-нибудь будут рассказывать своим внукам. Они расскажут им, что своими собственными глазами видели то, что ещё недавно считали сказкой из «1001 ночи», «Жюльверниадой», фантазией весьма немногих мечтателей-чудаков…»
 

Первой закатилась звезда Харьковского ипподрома – в 2000 году он обанкротился. В 2014 году столичные власти решили на месте Киевского ипподрома построить торговый центр. А самый известный и на сегодня единственный в Украине действующий Одесский ипподром просто решили взять в кольцо высотной застройки. А ведь это могла бы быть великолепная туристическая точка Одессы. Кстати, именно на нашем ипподроме в начале 2000-х годов устроили целое шоу – автобол. Такая себе игра в футбол и автомобильные гонки одновременно. К сожалению, мы не нашли старых фотографий, но воспоминания очевидцев ещё живы. Но чем дальше, тем больше Одесса ассоциируется не с интересными событиями и незабываемыми впечатлениями, а с однотипной высотной застройкой. И это, конечно, очень грустно.