Document
Об архитекторе Одессы, которого сложно не любить

Сегодня имя Юрия Дмитренко в Одессе знакомо не многим, хотя его архитектурными произведениями мы любуемся до сих пор. Рассказываем о блестящем архитекторе, подарившем нашему городу знаковые места и здания. И о трогательных историях, сопутствующих его творчеству.


Прежде всего, Юрий Дмитренко в отличие от многих других работавших в нашем городе архитекторов, родился в Одессе. Учился в Ришельевской гимназии и при этом параллельно занимался в рисовальной школе Общества изящных искусств. В 22 года он окончил отделение живописи Академии художеств после чего сразу был принят в мастерскую Александра Бернардацци, вместе с которым работал над созданием конкурсного проекта нового Городского театра. Правда, в результате комиссия выбрала проект Фельнера и Гельмера, которые придумали Одесскую оперу, взяв за образец Дрезденскую. Но есть любопытный момент. Именитые австрийцы проект создали, в Одессу отправили, а сами в город так и не приехали. И потому работами на месте занимались Александр Бернардацци, Феликс Гонсиоровский и Юрий Дмитренко. Кстати, согласно сообщений в газетах того времени, Фердинанд Фельнер всё же приехал на открытие театра 1 октября 1887 года и, взглянув на театр, сказал: «Одесский театр – лучший в мире. Это лучшее, что я создал». Но справедливости ради, стоит отметить, что к его созданию причастны все пятеро.

Юрий Дмитренко, судя по всему, был человеком деятельным – уже в 25 лет он не только работал архитектором, но и преподавал в рисовальной школе Общества изящных искусств, и стал членом Одесского технического общества. Первую известность молодому зодчему принесло участие в установке памятника Александру Пушкину на Приморском бульваре. Здесь тоже не обошлось без любопытной истории. Одесситы любят легенду о том, что после того как городские власти отказались выделить денег на памятник, Пушкин «обиделся и развернулся к мэрии спиной». И именно поэтому на постаменте есть надпись «А.С. Пушкину – граждане Одессы». Хотя в действительности в 80-е годы XIX века в здании нынешнего Горсовета располагалась Биржа, а деньгами на памятник Пушкину, увековечившему Одессу в «Евгении Онегине», предложил горожанам сброситься Григорий Маразли. Мол, каждый даст по копеечке – никто не разориться, но все будут чувствовать себя причастными. Так впрочем и вышло.

 

Ну а практически мировую славу Юрий Дмитренко обрёл в 1900 году, когда был открыт памятник основателям Одессы на Екатерининской площади. Архитектор продумал проект, а скульптором выступил его одноклассник по рисовальной школе Борис Эдуардс. В том же году Екатерининская площадь вошла в списки самых красивых площадей Европы. И, надо сказать, вполне заслуженно.

Но, пожалуй, главная особенность творческой души Юрия Дмитренко заключалась в его умении идти своим собственным путём, не сильно вникая в модные тенденции, и создавать красоту в каждом здании. Будь то народная читальня в Книжном переулке, 1а (помните она попала в кадр в фильме «Дежа вю», изображая булочную), павильон мороженого в городском саду или церковь Св. Николая и Ариадны в Удельном переулке. Именно Дмитренко причастен к современному и привычному нам образу гостиницы «Лондонской» на Приморском бульваре. Поэтично характеризует его работу Валентин Пилявский: «Выразительный руст покрывает фасады, нависающие балконы и карнизы драматизируют игру свето-тени, изысканная лепнина царит в интерьере». На рубеже XIX и XX веков Дмитренко увлёкся мотивами раннего возрождения северных итальянских городов. И снова рисуется забавная история – первым владельцем гостиницы был француз, название у неё английское, а в архитектуре присутствуют итальянские мотивы. В общем, в этом и есть та самая многогранная Одесса.

 

И если одни с возрастом черствеют и становятся суровее, то Юрий Дмитренко, взрослея, наоборот начал тянуться к романтизму. Взять хотя бы известное нам здание на Ланжероновской, 15 (угол Екатерининской) – элементы испанской готики представлены изящными башенками и стрельчатыми окнами. Но, стоит отметить, что доходный дом Григорьевой привлекал внимание не только своей внешностью, но и быстро завоевавшим популярность рестораном «Фанкони» на первом этаже. В котором, как писал Шолом Алейхем, «все пьют кофе, кушают мороженое и делают деньги».

 

Архитектурные произведения Юрия Дмитренко украшают многие одесские улицы, поэтому порой есть смысл прогуляться по Одессе не спеша – разглядывая памятные таблички на зданиях и узнавая знакомые уже имена. А сам мастер, кстати, ушёл из жизни в 1918 году, запомнив свою Одессу прекрасной и нарядной. И наверняка с чувством не зря прожитой жизни.