Document
О выставке в Музее современного искусства Одессы: почему интересно

Безусловно, выставка «Безмежж Я»  это событие. И не только потому, что знакомит нас с творчеством Федора Тетянича, но потому, что там – в выставочном павильоне МСИО – явлена ЖИЗНЬ, слившаяся с творчеством в единое целое, практически в КОНСТРУКТ


Конструкт чего? А давайте посмотрим с точки зрения обывателя, простого человека, не задействованного в арт-среду: «Ну и что? ЧТО это? Зачем?». Хм, крайне любопытно,  там восприятие БУДУЩЕГО, Вселенского будущего, Планеты Земля и Спасения при катастрофе! Вот так вот!

 

СПАСЕНИЯ! Что ж тема сверх-супер-актуальная нынче, но  пребывающая в тревожном ожидании не ядерной катастрофы, а биологической (2020), но и так и не ставшей «повседневностью» войны. Причём войны не условной/возможной, а РЕАЛЬНОЙ ВОЙНЫ. Потому все эти «ужастики» Тетянича воспринимаются как наивное/дивное/славное мечтательство (?!), а на деле только художнику и подвластно ВЫРАЗИТЬ, изобразить наши подлинные тревоги да страданья! Пусть и в саркастичной манере! ДА! САРКАСТИЧНОЙ!

Все эти его (Тетянича-Фрипульи) «выходки»… «Выходки»  ибо пластицирование в металлических «облатунках» (как это сказать по-русски? Ах, да, «снаряжении»). 

Войдя в зал, зритель обнаруживает изображение этого самого Фрипульи в натуральную величину с «сокирой» в руках. С сокирой, но вальяжно разлёгшегося. Зал окрашен, разделён на тёмно-красный окрас и тёмно-синий, наискось. А справа, тотчас, при входе, практически устрашающая надпись: «Боль жду, чтоб жив не забыл»…

 

Хотя его акции-перформансы-выходки были ернические (якобы), говорящие – взывающие к… На деле к острому переживанию ХРУПКОСТИ БЫТИЯ. Бытия человеческого, индивидуального, но в контексте Вселенной (?!), то бишь эдакий глобализм! К которому мы здесь пришли три десятилетия спустя. А до того, нас, совков, стращали чем? Но и прославляли, что? ПОЛЁТЫ! В космос, Гагарины там всевозможные, они были героями, «супер-старами» (superstars), у всех на устах и в помыслах.

Вот эти самые «помыслы» Фрипулья и отыгрывает на зрителях. Вот почему подобный вид нонконформистского творчества был важен и актуален, И СРАБАТЫВАЛ! Мне самой довелось (или посчастливилось?) наблюдать этот акционизм! Попробую описать, поскольку он представлен в видеозаписях в экспозиции. Итак: движется человек, точно человек, но облепленный/обложенный металлическими листами, что громыхают, сам персонаж нечто приговаривает-проговаривает (невнятно что, но чувствуется, нечто важное). Все начинают поворачиваться, всматриваться, вслушиваться: «О чём речь?».

А речь идёт о грядущем конце Вселенной. «Ну и что?», а нужно, оказывается, сооружать конструкты «Биотехносферы Фрипулья»! На выставке можно увидеть образцы, правда, излишне художнические, там недостаёт детальной схемы воздухо-водо-обеспечения, это НЕ ракеты! То была эра начала освоения (длительного пребывания) Космоса, а потому фантазии фонтанировали! Били через край!

 

Однако выставка посвящена Фёдору Тетяничу и мы/зритель может увидеть, как из парубка, студента «худ.вуза», художника-монументалиста (можно я скажу?) «вылупился» Фрипулья. КСТАТИ, он себя в данной области довольно убедительно проявил (!), создав оформление на Политехническом институте (Киева), работал на заводе стекла, создавал смальту, коллажи, скульптуры. Его работы как художника-оформителя вошли в историю искусства…

Однако протестный дух, дух творчества повёл (или потащил?) его к сопротивлению обывательщине! Откуда, зиждясь на энтузиазме эры освоения Космоса, и родились его идеи, на деле, сопротивленческие, протестные! Вот чем важен был тогда (И НЫНЧЕ!) Фрипулья-Тетянич! Вот чему посвящена эта выставка, выставка-проект. А надписи (от руки, действительно надписи) в виде высказываний, афоризмов озадачивают и ПРИЗЫВАЮТ!

 

Там, в выставке в МСИО призывы к движению вперёд, в будущее! Причём в экологически выверенное, правильное, посему всё же «СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ», о чём свидетельствует то ли сокира, то ли лопата слева у самого входа… Войдём?    

Фото из архива МСИО
Автор - Иван Страхов