Document
О «Травиате» в Одесском оперном: классика и авангард на одной сцене

9 и 10 ноября в Одесском оперном прошли премьерные показы «Травиаты». Классическая опера в нестандартном оформлении вызвала у публики неоднозначные эмоции. Хотя для Одессы такая постановка однозначно стала событием. 
 


На сегодня La traviata – одна из популярнейших опер в мире. Впервые её представили публике ещё 6 марта 1853 года в театре «Ла Фениче» в Венеции, и тогда она потерпела абсолютный провал. Зрителей удивил выбор главной героини – куртизанки, умирающей от неизлечимой болезни. И даже выбор современного места событий – Париж середины XIX века. Но прошло время и теперь уже сложно представить себе репертуар Оперного театра без «Травиаты».
 

В переводе с итальянского La traviata переводится как «падшая», а сама опера создана по мотивам романа Александра Дюма-сына «Дама с камелиями». Прототипом главной героини – Виолетты – стала знаменитая парижская куртизанка Мари Дюплесси. Её называли не только невероятной красавицей, что, собственно, свойственно девушкам такого рода, но и весьма умной женщиной. Считается, что одним из многочисленных поклонников Мари был и автор романа. Как бы там ни было, «Травиата» стала очень популярной.


Но в наше время классическая опера частенько переживает своеобразную трансформацию. Режиссёры ищут новые решения и порой вкладывают новые смыслы в давно известные вещи. Так произошло и в Одесской опере. Главный режиссёр Евгений Лавренчук утверждает, что у него не стояло цели изменить «Травиату» под себя, забыв об оригинале. Более того, он заявляет, что «на нас с господином дирижёром смотрят, как на “новаторов”, мол, мы ломаем традиции. Но, что может быть большим документом и традицией, чем партитура Верди». Главный дирижёр театра Вячеслав Чернухо-Волич подтверждает, что практически вся музыка, написанная композитором для «Травиаты» вошла в спектакль, мол «позволили себе лишь два крошечных сокращения». Так что в каком-то смысле одесская La traviata – это неумирающая классика: прекрасные голоса, исторические костюмы, знакомые арии.
 

Но в то же время всех героев поместили в достаточно неожиданные декорации, а в третьем действии смело поэкспериментировали со сценами на балу – тут уже зрителю показывают скорее современную и даже откровенную вечеринку. И этот конфликт не позволяет расслабиться. Плюс новое для театра оборудование, создающее бесконечные потоки ветра и даже видеография, напоминающая сцены из немого кино. Таким образом, слушатель узнаёт классику, а зритель видит что-то кардинально иное. Скорее всего суровый консерватор не оценит такую подачу, но, с другой стороны, совершенно традиционная постановка не привлечёт такого внимания. И, пожалуй, создатели оперы добились нужного результата – есть конфликт, есть разница во мнениях, есть интерес к постановке и есть смысл сходить на спектакль. 
 

Правда, не обошлось без некоторых минусов – сложность оборудования и смена декораций занимает достаточно большое количество времени, потому и три антракта длятся дольше обычного. Так что, собираясь на спектакль, рассчитывайте, что в театре вы проведёте не меньше четырёх часов. Но это время как раз можно потратить на обсуждение увиденного и услышанного, ведь La traviata точно не оставит равнодушной.