Document
О том, как в Одессе пытаются уничтожить культуру

Пока в мире размышляют, как помочь учреждениям культуры, и музеям в частности, в Одессе пытаются заблокировать любые попытки культурного возрождения. И, пожалуй, только от самих одесситов зависит, какое будущее ждёт наш город. 
 


Пандемия нарушила привычный образ жизни всего мира. Введённый карантин стал причиной не только экономического кризиса, но и кризиса в культурной сфере. По случаю Международного дня музеев, который отмечают 18 мая, были проведены исследования ЮНЕСКО и Международного совета музеев (ICOM), которые подтвердили, что музеи особенно пострадали от пандемии COVID-19. Больше 85 тысяч учреждений, то есть около 90%, закрылись на карантин. И есть вероятность, что около 13% музеев по всему миру могут больше никогда не открыться.

 

Одесские музеи с введением карантина закрылись для посетителей, но работать не прекратили. Мы поговорили с заместителем директора Одесского музея западного и восточного искусства Екатериной Михейцевой о жизни на карантине:

Уже больше двух месяцев музей лишён возможности принимать посетителей. Мы записали несколько экскурсионных роликов, но понимаем, что никакая онлайн-экскурсия не сможет заменить атмосферы, которую передаёт музей. Поэтому с нетерпением ждём возможности открыть свои двери всем желающим. А во время карантина мы занимались научно-исследовательской, популяризаторской и реставрационной работой. В планах у нас открытие выставки к 500-летию со дня смерти титана эпохи Возрождения Рафаэля Санти и масштабной выставки работ из фондов музея, посвящённой старым мастерам западноевропейского искусства XVI-XIX веков. А 30 мая мы очень рассчитываем открыть выставку Леси Вербы под названием «I’mGrand/t».

Все одесские музеи, а их больше 30, не прекращали работу даже во время карантина. И пусть она была незаметной для общественности, но её важность наверняка будет по заслугам оценена в будущем. Хотя на сегодняшний день в Одессе, к сожалению, ценителей музеев меньше, чем могло бы быть. Но всё же благодаря идейным, в хорошем смысле этого слова, сотрудникам, само слово «музей» понемногу перестаёт звучать как нечто устаревшее и архискучное. Всё больше горожан начинают интересоваться прошлым Одессы и теми, кто имел отношение к нашему городу – будь то художники, писатели, учёные или архитекторы. Но всё же на заявление министра здравоохранения Максима Степанова о том, что именно музеи будут открывать на первом этапе карантинных послаблений, народ отреагировал достаточно негативно. Возобновление работы салонов красоты и ресторанов обрадовало одесситов куда больше.
 

Впрочем, против были и музейщики, ведь большинство сотрудников, которые должны были в первую очередь контактировать с посетителями, попадают в зону риска – это те же смотрители и кассиры. Плюс вопрос финансовый – музеи должны были предоставлять, или как минимум иметь в запасе, медицинские маски, антисептики и дезинфицирующие средства для обработки экспозиционных залов. Хотя понятно, что в период карантина музеи лишились посетителей, а соответственно и заработка. То есть своеобразный краеугольный камень. Но в то же время без возможности доступа к культуре жизнь любого человека превратится в примитивное существование, ведь сложно преувеличить её влияние на каждого из нас. Так генеральный директор ЮНЕСКО Одри Азулай высказалась весьма однозначно: 
 

Музеи играют фундаментальную роль в устойчивости общества. Мы должны помочь им справиться с этим кризисом и поддерживать связь со своей аудиторией. Эта пандемия также напоминает нам, что половина человечества не имеет доступа к цифровым технологиям. Мы должны работать над тем, чтобы обеспечить доступ к культуре для всех, особенно для самых уязвимых и изолированных.

И вот в этой ситуации в идеале на помощь должно прийти государство. Собственно, среди приоритетов, указанных государствами в своих ответах на исследование ЮНЕСКО, – создание потенциала, социальная защита музейного персонала, оцифровка и инвентаризация коллекций, разработка онлайн-контента, техническая помощь и оборудование лабораторий по консервации, которые требуют мобилизации ресурсов. Президент ICOM Суай Аксой тоже считает, что музеям будет сложно справиться самостоятельно:
 

Мы полностью осознаем и уверены в стойкости музейных специалистов для решения задач, связанных с пандемией COVID-19. Однако музейное поле не может выжить само по себе без поддержки государственного и частного секторов. Крайне важно собрать средства для оказания чрезвычайной помощи и разработать политику для защиты профессионалов.

И пока в цивилизованном мире ищут способы помочь музеям, театрам и библиотекам, депутаты Одесского облсовета решили, очевидно, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Вместо того, чтобы прийти на помощь, они решили создать наблюдательные советы в учреждениях культуры с целью контролировать всё в них происходящее. Подобная инициатива вызвала серьёзные протест, а директор Одесского художественного музея Александр Ройтбурд даже выложил на своей фейсбук-странице ответ-реакцию от главы комитета Верховной Рады по вопросам гуманитарной политики Александра Ткаченко:
 

… Оказалось, что Областной совет подготовил положение согласно которому планируется ввести дополнительный орган контроля и цензуры для учреждений культуры – наблюдательного совета. Такое решение идёт вразрез с украинским законодательством… Напомним положение законов «О местном самоуправлении», «О культуре» и «О музеях и музейном деле», где для областных советов не предусмотрено таких полномочий.

Но депутаты Облсовета мечтают о полном контроле учреждений культуры, начиная с утверждения тех, кто может попасть в фонды и до согласования проводимых мероприятий. И, снова-таки вместо помощи, депутаты собираются «повесить» все траты, связанные с их заседаниями, на учреждения культуры.  
 

Но на это положение есть официальный ответ ICOM Украины – там внимание акцентируется на том, что такое решение противоречит статье Закона Украины «О музеях и музейном деле», которая определяет создание наблюдательных советов как право музея на создание самоуправления.  
 

Что интересно, такое внимание все учреждения культуры получили после того, как депутатам Облсовета не удалось добиться увольнения Александра Ройтбурда. И бытует мнение, что создание наблюдательных советов – это очередная попытка надавить именно на Художественный музей. Хотя при этом пострадают и все остальные. Екатерина Михейцева пообщалась в прямом эфире с депутатом Облсовета Романом Сеником, поддерживающим этот проект и прославившимся своим страстным желанием добиться увольнения Ройтбурда, и высказала своё мнение насчёт создания наблюдательных советов: 
 

Областной совет подумывает о том, что музеям, библиотекам и театрам жизненно необходимы наблюдательные советы для того, чтобы всячески контролировать художественную, методологическую, педагогическую и реставрационную деятельность. Но проект в том виде, в котором он был подан, абсурден и просто противоречит законам Украины. В мировой практике наблюдательные советы выполняют роль совета директоров, в который входят искусствоведы, культурологи, музейщики, историки, экономисты, юристы. И по задумке наблюдательные советы должны разумно ограничивать вмешательство чиновников в работу учреждений культуры. А в нашем случае выходит, что чиновники собираются защищать музейщиков от других чиновников. Абсурд.
 

Но, несмотря на заявления компетентных спикеров, депутаты Облсовета, судя по всему, не намерены останавливаться. И тема культуры волнует их больше всего – не засуха, не состояние дорог, не уровень жизни и не качество медицины в больницах Одесской области, а именно культура. 

Глядя на здания некоторых учреждений культуры, которые находятся на балансе области, становится понятно, что депутаты не интересуются и условиями работы или состоянием зданий, которые в большинстве своём являются памятниками архитектуры. Их беспокоит что-то другое. Причём беспокоит так, что они готовы нарушать законы, лишь бы добиться своего. Хотя очень сомнительно, что при выборе депутатов Облсовета жители Одесской области надеялись повлиять на то, какая выставка пройдёт в одном из музеев или какой спектакль покажут в одном из театров. Кстати, мы долгое время пытались узнать у депутата Виталия Саутёнкова, который очень «переживает» по поводу качества мероприятий в Художественном музее, какой европейский музей он считает образцовым, но он почему-то, сначала дав согласие пообщаться, так и не ответил. А вот, кстати, как сегодня выглядят учреждения культуры, которые находятся на балансе Одесского облсовета.