Document
О создании велоинфраструктуры в Одессе: шансов много, но что-то снова идёт не так

В 2015 году Одесская мэрия приняла схему веломаршрутов в Одессе, а в прошлом году Вугельман пообещал, что уже летом 2020-го велосипедисты смогут с комфортом ездить с Фонтана в Центр. Но пока мы имеем две велодорожки – на улицах Ольгиевской и Краснова. Почему мир выбирает велодвижение, и есть ли шанс у Одессы стать велосипедным городом. Спойлер: есть и этот шанс не малый.   


С 2017 года в городах США, Азии и Европы активно развивают велоинфраструктуру и приспосабливают дороги под лёгкий персональный транспорт. Активно популяризируется прокат велосипедов. В Одессе, вроде, тоже всё собираются быть в тренде, но каждый раз что-то идёт не так.  
 

Прежде всего стоит определить, что вообще влияет на постоянно растущую популярность велотранспорта. Причин достаточно много – это приток населения в города, демографические изменения, эко-тренды, а также рост пробок, толкающий человека искать альтернативный способ передвижения. Люди всё больше начинают ценить своё время и вместо того, чтобы часами стоять в пробках, всё чаще выбирают компактный индивидуальный транспорт. И речь не только о велосипедах – даже на наших неприспособленных улицах несложно встретить людей на самокатах, скейтах и различных электроаналогах. Все эти виды транспорта также непосредственно связаны с развитием велоинфраструктуры. Люди, передвигающиеся подобным образом, преследуют те же цели и испытывают те же проблемы. Микромобильность, так это называют в Европе, понемногу внедряется в жизнь Одессы и уже почти достигла того уровня, когда городу всё же придётся измениться под нужды других участников движения, помимо автомобилистов и пешеходов.

 

Кто-то может не любить, или не воспринимать велосипед и другие виды лёгкого персонального транспорта, но объективно рост таких пользователей происходит постоянно, даже в условиях существенной отсталости от европейских стран, и с этим уже нужно считаться. Аналитики агентства ЛУН обнародовали данные от компании ROZETKA по спросу на электросамокаты и велосипеды. Согласно этим данным, спрос на электросамокаты в мае 2020 вырос на 188% по сравнению с маем 2019-го, а на велосипеды – на 182% за аналогичный период. 

Конечно, такой рост популярности требует от руководства города внимания и усилий в создании надлежащей инфраструктуры. А также своё отношение к «новым» участникам движения стоит пересмотреть и автолюбителям. Вместо проповедования агрессии к велосипедистам стоит задуматься о собственной выгоде и преимуществах развития велоинфраструктуры. К примеру, чем лучше будет развита велоинфраструктура, тем больше людей с авто пересядут на велики, и тем меньше машин и пробок будет на дорогах. 

 

От создания велодорожек в городе выиграют все. Велосипедисты не должны ездить по тротуарам, мешая пешеходам, и не должны ездить вместе с автомобилями, потому что это небезопасно. И сами велосипедисты смогут ездить быстрее, если им не придётся всё время лавировать между машинами и пешеходами. Отметим, что велосипед – не такой уж и медленный вид транспорта, как многим может показаться. Так, к примеру, с посёлка до центра без лишней спешки на велосипеде можно доехать за 30-50 минут (зависит от велосипеда). А как насчёт такой же поездки на авто или маршрутке в час пик?

Но, к сожалению, пока одесские власти не используют опыт других городов, чтобы принимать быстрые и эффективные решения, не упрощают бюрократические преграды и демонстрируют слабое понимание преимуществ лёгкого персонального транспорта или даже скорее полное безразличие.
Хотя ещё в 2015 году Одесская мэрия приняла схему веломаршрутов, которая включала в себя велокольцо в центре города и пути в спальные районы.
 

Но на сегодня мы имеем невостребованную и местами нефункциональную велодорожку на Ольгиевской и, неожиданно, фрагмент велодорожки на Краснова (чётко вдоль тюрьмы). В прошлом году в мэрии прописали веломаршрут от парка Шевченко в сторону Таирова через Фонтанскую дорогу. Приступить к работам, по словам вице-мэра Павла Вугельмана, должны были в 2020 году «со сходом мокрого снега». А закончить их планировали, по его же словам, к лету 2020 года. По состоянию на 28 мая работы даже не начаты. Возможно, это связано с тем, что и снега в этом году не было?

 

Бесспорно, превращение города в удобное пространство для велосипедистов – это сложный и длительный процесс. В том же Копенгагене ушло 15 лет на то, чтобы от стратегии прийти к действию – зато теперь в столице Дании на велосипедах передвигается больше людей, чем на автомобилях.

По мнению Петра Обухова, на первом этапе есть смысл создавать велодорожки только в подходящих для этого местах, где от их появления никто не пострадает. В качестве примера Пётр приводит Адмиральский проспект, где создать велодорожку можно на газоне посреди проспекта – там она не посягает на интересы других пользователей дороги.
 

Всего Пётр видит три способа создания велодорожек:
 

На тротуарах

 

На некоторых улицах Одессы прекрасно поместятся и пешеходы, и велодорожка, и припаркованные машины. Так можно сделать, например, на улицах Пастера, Градоначальницкой, Пушкинской.

На широких улицах

 

В Украине были приняты новые стандарты, которые разрешают уменьшить ширину полос. Это можно проделать с Тираспольской, где есть три полосы движения в каждую сторону, а крайняя обычно используется под парковку. Сузить дорогу можно и на улицах Екатерининской, Дегтярной, Успенской, Троицкой, Новосельского.
 

На газонах

 

В спальных районах в советское время закладывали очень широкие аллеи и там можно смело сделать велодорожки – на улицах Королёва, Добровольского, Семёна Палия и так далее.

Но даже с появлением велодорожек в правильных местах, останутся некоторые проблемы. К примеру, часть одесситов пересядет на велосипеды, а других придётся долго переучивать не гулять по велодорожкам и не парковать там свои машины. И только после такого первого этапа можно будет перейти к расширению велоинфраструктуры.

 

Поэтому можно смело сказать, что шансы у Одессы очень неплохие, была бы политическая воля к и желание городских чиновников. Кажется, это так мало, но для Одессы это так много. 

Поделиться:

Другие материалы