Document
О создании первых фильмов в Одессе и рождении киностудии

В январе 1894 года на съезде естествоиспытателей механик-самоучка Иосиф Тимченко вызвал восхищение профессионалов. Он показал два фильма и подарил Одессе шанс стать родительницей киноискусства. Рассказываем о создании Одесской киностудии.


Летом 1893 года Иосиф Тимченко снял два фильма – «Скачущий всадник» и «Копьеметатель». Для этого он создал «аппарат для показа движущихся картинок». Это, конечно, не было ещё полноценное кино в нашем понимании, но в конце XIX века эти фильмы стали абсолютным прорывом в деле киноискусства. После их просмотра в январе 1894 года профессиональные естествоиспытатели выразили свой полнейший восторг, но почему-то киноаппарат так и не запатентовали. Есть легенда, что для этого Тимченко нужна была определённая сумма денег, а их не нашлось. А более официальная версия гласит, что из-за эмоций никто об этой стороне вопроса просто не подумал. Так или иначе 13 февраля 1895 года братья-французы Луи Жак и Огюст Люмьеры запатентовали свой киноаппарат и днём рождения кино считается именно этот день. Хотя всё могло быть иначе. Но кем же был этот механик-самоучка?

Иосиф Тимченко родился 26 ноября 1852 года в селе Окоп Харьковской губернии в семье крепостного крестьянина. Тогда, конечно, и речи никакой о кино не шло, но искусством построения машин мальчик интересовался с детства. И даже был учеником в механических мастерских оптика и механика Александра Эдельберга. В 22 года Иосиф переехал в Одессу. Здесь устроился работать механиком физико-математического факультета Одесского университета. Среди его изобретений – устройство для проверки манометров паровых котлов, микрохирургические инструменты для глазных операций, некоторые метеорологические приборы и, конечно киноаппарат. Собственно, вначале была разработана «улитка» – скачковый механизм, который позволил прерывисто менять кадры в стробоскопе. Он же использовался и в кинетоскопе, на который Тимченко снял свои фильмы. За свою жизнь Тимченко участвовал во многих международных выставках, где регулярно завоевывал первые места и признание. Но для нас остаётся, прежде всего, создателем кино.

В 1907 году Мирон Гроссман создал в Одессе киноателье «Мирограф» и начал уже серьёзно снимать первые фильмы. В 1912 году одесситы взахлёб смотрели первый художественный фильм – криминальную драму «Одесские катакомбы». В 1914 году начинает работу киноателье «Мизрах», а потом уже появляются известные кинофабрики Борисова и Харитонова. И именно Дмитрий Харитонов для своих съемочных павильонов приобретает участок по адресу Французский бульвар, 33. И как раз там, в первом «павильоне из стекла» дебютировала в качестве актрисы Вера Холодная. Кинофабрика Харитонова обрела неслыханную популярность – и в этом играли роль не только прекрасные артисты, но и сам владелец, умело рекламировавший свои фильмы.

Но с приходом советской власти в 1919 году частную кинофабрику национализировали. Так появилась «Киносекция политотдела 41-й дивизии Красной армии», а первый снятый фильм назывался «Пауки и мухи». И немногим позже на базе существующих павильонов была создана Одесская кинофабрика Всеукраинского фотокиноуправления – ВУФКУ.

 

В 1926 году здесь дебютировал в качестве режиссёра Александр Довженко. Фильмы «Вася-реформатор» и «Ягодка любви» заслужили любовь зрителей, а «Арсенал», в котором снялся легендарны Амвросий Бучма, стал поистине хрестоматийным – его и сейчас изучают будущие киношники И, наверное, от этого часто нашей киностудии приписывают имя Александра Довженко, хотя официально его именем она никогда не называлась.

 

На кинофабрике в своё время работали Юрий Олеша, Исаак Бабель, Николай Бажан и Юрий Яновский. Последний, кстати, посвятил Одесской киностудии свой очерк «Голливуд на берегу Чёрного моря». Там автор описывает всю мощь павильонов, осветительных приборов и иронизирует над одесситами, которые обожали сниматься в кино.

Свои первые картины на Одесской киностудии снимали Иван Перестиани, Вера Строева, Константин Юдин, Григорий Рошаль, Иван Кавалеридзе и многие другие. Уже в послевоенное время в Одессе работали Марлен Хуциев, Василий Шукшин, Пётр Тодоровский и Кира Муратова. Именно в её «Коротких встречах» в качестве актёра дебютировал Владимир Высоцкий. А плащ и кепка Глеба Жеглова и сегодня хранятся в музее киностудии. Впрочем, перечислить всех актёров режиссёров, сценаристов и операторов невозможно – надо только смотреть старые фильмы, которые есть на сайте киностудии, а снято их было около семисот: «Броненосец «Потёмкин», «Жажда», «Весна на Заречной улице», «Вертикаль», «Место встречи изменить нельзя», «Приключения Электроника», «Дежа вю», «Любимая женщина механика Гаврилова» и многие другие.

Сегодня дела Одесской киностудии далеко не так хороши, как хотелось бы – и с кинопроизводством туго, и расположение её чересчур хорошее. Территория занимает 6,5 гектаров земли, на которых находятся три съёмочных павильона площадью 600, 432 и 240 квадратных метров. Есть прекрасная наблюдательная площадка, офисные и производственные помещения, бассейн для съёмок морских баталий, цех декоративно-механических сооружений, возможности которого позволяют изготовлять декорации любой сложности. В общем, есть всё, кроме политической воли, которая могла бы дать Одесской киностудии шанс вновь занять почётное место в мире киноиндустрии. И это очень важно, ведь именно наша кинофабрика является старейшей в мире. И, однозначно, она нужна городу и стране.