Document
О создании идеального города: как Одесса могла, но не стала

225 лет назад Одесса задумывалась как город будущего. Такой амбициозный план, который мог сорваться в любой момент, потому что у этой территории, состоящей из голой и неперспективной степи на берегу не самого надёжного моря, были конкуренты. Но основатель Одессы Иосиф (Хосе) де Рибас с помощью уговоров, обещаний и честных (или не очень) доводов добился решения в пользу своего детища.


Амбициозные планы требовали отчаянных решений. На этих землях не наблюдалось изобилия пресной воды, стройматериалов и ровных дорог. Даже наоборот, будущая Одесса возвышалась над морем, берега её были обрывисты, а степное плато разрезали глубокие балки. В общем, не самое идеальное место для города будущего. Но трудности не останавливали храброго испанца – у него был план и команда (не большая) профессионалов.

 

Взялся за непростую задачу фламандский инженер Франц де Волан. К этому моменту он уже успел поработать в Нидерландских колониях Нового света и Африки. Во время службы де Волан занимался строительством береговых укреплений и воевал с англичанами. И за основу Одессы он взял уже знакомые американские проекты.
Так появилась сетка прямых и широких улиц, формирующая прямоугольные кварталы, а все здания должны были быть не выше трёх этажей. Таким образом создавались правильная нагрузка на почву, продувание всего морским ветром и город, в котором комфортно жить.

Центрами культурной и деловой жизни должны были стать площади, разбитые внутри сетки улиц. Их де Волан заложил аж восемь и некоторые существуют и по сей день. Главной и самой большой площадью города стала Соборная, на которой и построили главный православный собор. Кстати, в книге «Свинцовый дирижабль XX века» Вадима Ярмолинца главный герой упоминает о том, что куда бы он ни шёл и о чём бы ни думал, всегда оказывается на Соборке. Ну вот разве не так?

На Греческой площади расположился первый городской базар, который просуществовал почти 50 лет. А ещё один рынок (Одесса же планировалась исключительно как порт, а в таком городе без базаров никуда) возник на Вольной площади. По периметру нынешнего Старобазарного сквера до сих пор стоят двухэтажные домики, бывшие торговые ряды. На границе порто-франко заложили Сретенскую церковь, а вокруг неё Херсонскую площадь. А уже в 1812 года здесь начали выстраивать рыночные корпуса, которые со временем переросли в Новый рынок.

 

Хлебную площадь заложили под зерновой рынок на пересечении улиц Пастера и Софиевской. К началу XX века рынок обветшал и его застроили корпусами Медицинского университета. Лютеранская площадь появилась после возведения Кирхи и была очень популярна у горожан. Но в советское время из Кирхи сделали спортзал, а саму площадь застроили корпусами Института связи. Одним из важнейших транспортных узлов Одессы стала Тираспольская площадь. Со стороны моря заложили Екатерининскую площадь. Здесь планировали построить церковь в честь Екатерины Александрийской – отсюда и название. Но церковь так и не достроили, а в 1900 году в самом центре установили памятник Основателям Одессы. И уже в 1901 году на Всемирной выставке в Париже её даже признали красивейшей в Европе.

Разогнаться на полную де Волан мог лишь в своих фантазиях, а на деле он с какой-то непостижимой мудростью использовал всё то немногое, что попадалось ему под руку, и создавал идеальный город. Так, он успешно использовал естественные балки, создавая из них дороги в порт. Здесь земля была особенно ненадёжной и строить нужно было аккуратно. 

 

Планировка Франца де Волана оказалась настолько успешной, что больше ста лет город продолжал жить и разрастаться, оставаясь комфортным для своих жителей. по его проекту. Фламандцу удалось почти невозможное – в глухой степи, с нуля он создал идеальный город, устоять перед которым не могли даже самые требовательные критики. Одессу сравнивали с Парижем, Марселем и Барселоной. А Марк Твен, увидев Приморский бульвар в 1867 году, почувствовал себя как дома. «По виду Одесса точь-в-точь американский город: красивые широкие улицы, да к тому же прямые, невысокие дома, вдоль тротуаров наша белая акация… Куда ни погляди, вправо, влево – везде перед нами Америка».

Но в XX веке городские власти начали периодически закрывать глаза на установленные каноны, застройка стала более хаотичной. И уже радикальные перемены пришли сегодня. Город отдают на растерзание, даже не задумываясь о будущем. И дело не только в эстетике – безвкусных стекляшках, которые растут одна за другой. Назревают куда более глобальные проблемы – гигантская нагрузка на склоны, ухудшение качества воздуха из-за массовой вырубки деревьев и отсутствия правильной продуваемости города. О розе ветров вообще думать забыли. По словам специалистов, стоящие близко друг к другу высотные дома создают своеобразные каньоны, в которых поток может ускоряться вдвое. А это уже просто опасно для жизни. Так ради чего это всё? 

 

Цитируя Николая Чепелева: «Согласно историко-архитектурному опорному плану, вся застройка в историческом центре имеет чёткие ограничения по высотности – высота зданий не должна превышать 18.6 метров, на углах кварталов – 21.3 метра…  Элементарная математика показывает – 18.6 метров – это максимум 5 этажей, 21.3 – 6 этажей. Французский бульвар согласно ИАОП вообще должен иметь застройку малой этажности».

 

 На видео самый центр Одессы с высоты птичьего полёта. На зданиях Приморского бульвара так и норовят пристроить дополнительные мансарды, Дворец моряков вообще перестроить, а на Ланжероновском спуске планируют возвести семиэтажный апарт-отель. И это только одна маленькая часть исторического центра Одессы.