Document
О смысле выборов в Одессе: Владислав Балинский VS Юрий Никитин

Поговорили с двумя общественными активистами, Владиславом Балинским (баллотируется в кандидаты от «Европейской солидарности») и Юрием Никитиным (не баллотируется никуда ни от кого), как можно влиять на ситуацию в Одессе и у кого более эффективные рычаги влияния – у общественника или у депутата.


Скоро в Украине пройдут выборы местного самоуправления, и уже вся интернет-активная часть одесситов пишет о том, что в депутаты идет целый ряд знакомых и друзей. Появился даже популярный мем «я не иду в депутаты». Итак, два человека – два мнения.

Владислав Балинский

 

Кандидат в депутаты от ЕС, глава ГО «Зеленый лист», химик, биолог

Юрий Никитин

 

Глава общественной организации «Сохраним Одессу Сами»

Владислав Балинский

В политике я никогда не был, хотя активно начал заниматься общественными вопросами с 2014 года, когда вошел в группу «2 мая», где занимался своей основной профессией – экспертизой. Наша пожаро-техническая экспертиза по дому профсоюзов была взята Советом Европы за основу, что нашло отражение в отчете, в том числе и для ЕСПЧ. Также, одной из главных задач работы нашей группы была борьба с кремлевской пропагандой. И это была очень долгая и кропотливая работа, чтобы развенчать мифы по поводу причины гибели людей. Это было начало 2014 года, и тогда же мы начали активную волонтерскую деятельность. Потом мы сделали фотовыставку «Необъявленная война». Позже я понял, что война идет прямо здесь – за сохранение культурных ценностей, общественного пространства, за экологическую безопасность и, как следствие, за здоровье наших детей. Так я стал заниматься экологией.

 

Работа депутата – это прежде всего работа команды, а не одного человека. Даже взаимодействие с избирателем – это умение работать в команде. Поэтому я считаю, что, как депутат, я действительно смогу что-то изменить. Борьба за сохранение Горсада, которую мы ведем уже три года - это тоже работа команды «Зеленый лист», и, к слову, весьма успешная. Буквально на днях, мы выиграли апелляцию и защитили статус Летнего театра как памятника садово-паркового искусства.

В работе моей политической команды есть свои направления. И основные политические векторы, которые меня волнуют, что Одесса – это Украина, а Украина – это Европа. Я не увидел ни в одной из существующих и набирающих голоса политических сил этого направления. Более того, я не увидел никаких реальных дел. Везде популистская риторика, но каких-то системных подходов просто нет.

 

Я расцениваю людей по нескольким критериям. Человек как личность – это одно, а человек как функция – совсем другое. У меня были личные конфликты с действующей властью, но я всегда старался разделять эти понятия. И те кейсы, которые мы вели по Летнему театру, мы распределяли юридически. Здесь нет ничего личного, никаких личных расстановок. И Труханов – это тоже не вопрос личности. Это шестеренка в серьезном механизме. Это мафия. Есть институт местного самоуправления, есть положение, согласно которому он существует, есть права и обязанности. Все остальное – это разговоры и коррупция.

Давайте называть вещи своими именами – юридически в горсовете сидят депутаты, но фактически они никогда не представляли интересов своих избирателей. Там исключительно лоббирование интересов: своих собственных, групп влияния, представителей и так далее. А город все-таки живое существо, которое имеет свою инфраструктуру, имеет свои легкие, город живет своей жизнью, он развивается. Есть проблемы, которые нельзя игнорировать и не решать. А там в голове только деньги. Нет там никаких сверхзадач, никакого наполнения, никаких идей. Здесь одна идея: украсть, избежать тюрьмы и навешать лапшу своим избирателям, чтобы они проголосовали за тебя в следующий раз. И так по кругу.


 

И это приводит к полной бездеятельности и лоббировании своих интересов со стороны депутатов, то есть отсутствию представительских функций. Поэтому происходит некоторая радикализация протестного движения, и, как следствие, общественники и активисты лучше многих нынешних депутатов разбираются в тех или иных вопросах.

Юрий Никитин

При нынешнем выборном законодательстве и состоянии общества, активный общественник гораздо эффективнее любого одиночного депутата. Это моя позиция, в которой я уверен и давно ее декларирую. У нас, общественников, есть реальные успешные кейсы влияния. Упомяну только последний – снятие противоправного проекта землеустройства прибрежных защитных полос. Это сделали именно общественники, своими методами, и теперь он вряд ли будет принят в нынешнем виде. Таких кейсов десятки, но, конечно, этого мало для кардинальных изменений в городе. Это потому, что не мы при власти и не можем принимать решения, мы можем их только блокировать. А принимают их те, кто печется не общественным благом, а личными соображениями.

 

Для того, чтоб общественно полезная часть депутатского корпуса была эффективной, необходимо, чтоб их было хотя бы 10-15 %. В этом случае, они могут оказывать влияние на принятие горсоветом решений.

Существующая выборная система меня не устраивает. Я считаю, что она специально создана для того, чтоб не допустить изменения в обществе. Это имитация, всего лишь видимость открытых списков – обман избирателей. Способ подсчета голосов и партийный принцип выдвижения кандидатов, особенно в местные советы – это хуже, чем глупость, это диверсия. Она полностью исключает возможность выбрать тех, кому доверяют люди. Я всегда был сторонником мажоритарной системы. Считаю, что это единственная система, позволяющая выбрать человека, а не «наклейку». Аргументы о том, что мажоритарка равняется «покупке» избирателей, считаю несостоятельными. За 30 лет мы имели много разных избирательных систем, но выбирали всегда одних и тех же «покупателей». Обойти на выборах «покупателей» можно только реальными делами, которые тобой сделаны, соратниками, которые стояли с тобой плечом к плечу.

 

Мы сами выбираем тех, кого потом ругаем, а чаще того же самого, которого ругали и до. Сейчас можно прогнозировать сильную коалицию «Доверяй Делам» и ОПЗЖ в следующем горсовете. Это тоже сделаем мы. Можно вкладывать деньги в борды, в покупку людей, в «гречку», но, когда человек заходит в кабинку, он все равно остается сам с собой и может принять любое решение. Да, потом частично можно сфальсифицировать результат, но и это тоже зависит от многих людей – комиссии, наблюдатели и так далее. Так что всех этих товарищей себе на голову сажаем мы сами. Пока не изменится наше общество, каких-либо серьезных прорывов ожидать бессмысленно. Этот замкнутый круг надо разрывать, но не обязательно для этого быть при власти. Быть агентом изменения общества можно в любом месте. Но появление агентов изменений в горсовете – это сигнал, что изменения происходят и это возможность коммуникации с оппонентами.

Поэтому я рад, что целый ряд моих знакомых, соратников и единомышленников идут на выборы. Я стараюсь говорить об этом громко, чтоб мои аргументы были услышаны. Нельзя верить, что хорошим вдруг станет проверенный «подонок» и коррупционер, и нельзя ожидать, что человек с хорошей «кредитной историей», с хорошим бэкграундом обязательно превратится в «подонка». Иначе все бессмысленно и ничего хорошего не будет. Я не говорю, что такое превращение невозможно, но считать его неотвратимым, означает закрыть для себя будущее. Мы должны помогать хорошим людям, идущим во власть. Именно людям, они и партии свои меняют. Они нам нужны. Их надо поддерживать.

Как видно, многие задачи перекликаются и у общественника, и у кандидата в депутаты, но пути решения каждый видит свои. Однако, нельзя не отметить, что оба целенаправленно двигаются в одном направлении: Одесса – это Украина, а Украина – это Европа.

На ваш взгляд, кто сильнее?
- Депутат. Наличие мандата может действительно помочь в решении проблем города
- Общественник. Чтобы действовать в интересах города мандат депутата не нужен.