Спасти Посёлок: шпаргалка для чиновников Одесского горсовета

Одесса – город сложный, и проблем в городе много. Но, приложив усилия, их можно решить. Мы поговорили с журналистом и аналитиком Института развития городов Михаилом Мейзерским о ситуации с Посёлком Котовского. Как можно решить проблему транспортного коллапса и что нужно району для того, чтобы стать комфортным для жизни. 


Когда речь заходит о Посёлке Котовского, у многих возникают две простые ассоциации – «криминал» и «край света, до которого нормально не добраться». И если первая это давно развенчанный стереотип – Суворовский район, частью которого является Посёлок, считается одним из самых спокойных по криминогенной обстановке в Одессе. То вторая очень похожа на правду – добраться до Посёлка бывает непросто. И это не сегодняшняя проблема – микрорайон активно застраивается, количество машин растёт, а путей добраться с Посёлка в центр и обратно больше не становится. В результате любое ЧП на Николаевской дороге или Объездной, или даже просто час-пик, приводят к многочасовым пробкам, стрессам и регулярному дискомфорту участников движения.

Спасти Посёлок: шпаргалка для чиновников Одесского горсовета - изображение №1
Спасти Посёлок: шпаргалка для чиновников Одесского горсовета - изображение №2
Спасти Посёлок: шпаргалка для чиновников Одесского горсовета - изображение №3

В принципе, частично миссию по разгрузке дороги должен были взять на себя трамваи №1 и №7, следующие по маршрутам Пересыпский мост – завод «Цетролит» и Пересыпский мост – ТЦ «Суоровский», соответственно. Они действительно пользуются популярностью у жителей Посёлка, но их явно недостаточно. Ни в обычное время, ни тем более в период карантина, когда по распоряжению мэрии в общественном транспорте могут быть заняты только сидячие места. И почему КП «Одесгорэлектротранс» не запускает трамваи, состоящие из двух-трёх вагонов, отдельный вопрос.

Спасти Посёлок: шпаргалка для чиновников Одесского горсовета - изображение №4

А выделенная полоса для общественного транспорта – по всей длине улицы Семёна Палия (бывшей Днепродороге), Южной и Николаевской дороге – привела к ещё большей неразберихе. Сама идея, позаимствованная у европейских городов, сделать приоритетным общественный транспорт, вполне логична. Вот только сложно найти человека, который бы в здравом уме решил пересесть в разбитые «богданы», целью которых является заполнить салон по максимуму. Никто не хочет ездить в этих, так называемых, маршрутных такси, и это неудивительно. Потому что общественный транспорт должен быть комфортным и прежде всего безопасным, чтобы появилась не только необходимость, но и желание им пользоваться. 

 

Чтобы разобраться с тем, какие же есть возможности улучшить ситуацию на Посёлке, мы встретились Михаилом Мейзерским и проехались по проблемному микрорайону. Время, как нам показалось, мы выбрали максимально удачное – с 12:00 до 15:00. Будний день, не час-пик, но даже в этом случае нам пришлось постоять в пробках. Так что проблема явно существует. Плохая новость в том, что точечные решения ситуацию не спасут. Нужен только системный подход – он не простой, не быстрый, не дешёвый, но помочь может. Публикуем мнение Михаила Мейзерского.
 

Спасти Посёлок: шпаргалка для чиновников Одесского горсовета - изображение №5

О третьем пути

Естественно, в нашем случае самый реальный, а значит и лучший путь тот, который требует меньше всего финансовых вложений и относительно быстрый по времени. Есть интересное предложение Петра Обухова о прокладке третьего пути на Посёлок и обратно. Для этого нужно соединить дорогу, которая идёт через промзону от Балковской до 7-й Пересыпской, с Луцкой, переходящей в Заболотного. То есть нужно объединить различные участки пути в одну дорогу. А после построить железнодорожные переезды через 7-ю Пересыпскую, Лиманную и с улицы Марсельской. По финансовым затратам это вопрос нескольких сот миллионов гривен – сумма не маленькая. Но на мой взгляд, эти затраты будут куда более обоснованными, нежели многие воплощённые горсоветом инфраструктурные идеи. А эта реализация этой инициативы будет однозначно полезной – Посёлок большой, люди ездят, тенденция на автомобилизацию сохраняется. То есть сама собой эта проблема не исчезнет – её надо решать. Пока, конечно, рано говорить о строительстве, сначала необходимо всё проверить, но инициатива хорошая.

Спасти Посёлок: шпаргалка для чиновников Одесского горсовета - изображение №6
Стоит отметить, что полезную дорогу можно сделать, соединив улицу Жолио Кюри, которая сегодня заканчивается тупиком, с улицей Марсельской. Потому что пока этот фрагмент выглядит так.
Спасти Посёлок: шпаргалка для чиновников Одесского горсовета - изображение №7
Спасти Посёлок: шпаргалка для чиновников Одесского горсовета - изображение №8
Спасти Посёлок: шпаргалка для чиновников Одесского горсовета - изображение №9

О создании рабочих мест на Посёлке

 

Ключевая проблема заключается в том, что Посёлок Котовского – вроде и жилмассив, но по масштабам это настоящий областной центр – живёт в одном месте, а работает в другом. Как жилмассив, он начал создаваться в 1960-е годы и должен был стать типичным спальным районом города в советском стиле. Что, в общем, и произошло. Город с растущим уровнем автомобилизации и дефицитом дорог не может позволить себе типичные "спальники", когда люди живут в одном месте, а работают в другом. Поселку Котовского, как и другим жилмассивам, следует развиваться в сторону автономных районов, где большинство населения может и работать, и отдыхать. Это лучше и гуманнее, чем тратить три часа в день на дорогу. И это тоже реально – и на Пересыпи, и на Посёлке есть много заброшенных зданий и пустующих территорий, которые можно было бы использовать с целью создания рабочих мест. Взять, к примеру, Центролит. Бывший промузел занимает 400 гектаров земли и территориально мог бы стать идеальным местом работы для жителей посёлка. Здесь могут располагаться офисы и производства, торговля и склады, временное жильё для рабочих и современные коворкинги. Естественно, что эта точка будет удобна только для жителей Посёлка и окружающих его сёл – Фонтанка, Корсунцы и так далее. Точно также следует развивать и Малиновский, и Киевский районы – тогда у одесситов не будет необходимости всем одновременно ехать/стоять в пробках на работу/с работы. А, возвращаясь к Центролиту – там просто идеально открыт путь на северо-восток страны. И это тоже важный момент для бизнеса. 

Спасти Посёлок: шпаргалка для чиновников Одесского горсовета - изображение №10
Спасти Посёлок: шпаргалка для чиновников Одесского горсовета - изображение №11
Спасти Посёлок: шпаргалка для чиновников Одесского горсовета - изображение №12

То есть на Центролите можно открыть условную фабрику детских игрушек. Там будут нужны как рабочие, так и люди творческих профессий – художники, дизайнеры, пиарщики и так далее. Потому что сегодня в Одессе очень слабые возможности, что для одних, что для других. И отсутствие этих возможностей служит дополнительным стимулом к эмиграции тех, кто хочет заниматься чем-то кроме программирования, торговли или кулинарии. Но здесь есть важный момент – задел для развития должна сделать мэрия. Бизнес придет туда, где будут проложены улицы, коммуникации, сделаго благоустройство. Начать можно с малого участка - потом он окупится за счет собираемости налогов и со временем можно будет освоить весь Централит, превратив его в экономический центр Посёлка. И в выигрыше все – бизнес работает, люди зарабатывают, а заброшенная территория Центролита преображается. 

Спасти Посёлок: шпаргалка для чиновников Одесского горсовета - изображение №13

О том, что на Посёлке можно сделать уже

 

На Посёлке Котовского сегодня живёт около 200 тысяч человек. При этом там до сих пор нет ни одного нормального парка, а это очень важная составляющая комфортной жизни. Люди должны иметь возможность просто элементарно отдохнуть в зелёной зоне. Передвижение по самому Посёлку тоже очень ограничено – нет электротранспорта, который бы соединял улицы Семёна Палия, проспект Добровольского и улицу Сахарова. То есть никакой альтернативы неудобным маршруткам, которые, впрочем, тоже не позволяют нормально добраться из точки А в точку Б. И городские власти никак не стимулируют ни создание коммунального или частного автобусного парка, ни увеличение количества трамваев. И тут мы снова возвращаемся к существующему транспортному коллапсу. Не затратным способом минимизировать пробки может стать разграничение по времени начала рабочего и учебного дня с разницей в полчаса – на 8:00, 8:30, 9:00, 9:30. Таким образом, всем не придётся ехать на работу/учёбу к условным восьми утра. Кроме этого, некоторых сотрудников можно перевести на удалённую работу, что станет правильным особенно сейчас, в условиях пандемии и карантина. И всё это сегодня возможно решить. Главное, было бы желание.

Спасти Посёлок: шпаргалка для чиновников Одесского горсовета - изображение №14
Спасти Посёлок: шпаргалка для чиновников Одесского горсовета - изображение №15
Спасти Посёлок: шпаргалка для чиновников Одесского горсовета - изображение №16
Спасти Посёлок: шпаргалка для чиновников Одесского горсовета - изображение №17